16+
Журнал / ЯНВАРЬ 2014

Подарок музею

Диптих «Большой стол». 1988-1989. Холст, масло. 150,0х300,0. Собрание НГХМ

Получить в коллекцию музея безвозмездно произведения  известных художников XX столетия сегодня, в XXI веке, кроме как чудом не назовешь. Среди подаренных картин работы таких известных художников, как С. В. Герасимов, Д. Д. Жилинский, Т. Г. Назаренко, П. П. Оссовский, К. И. Рождественский, В. И. Тюленев.

Имя художницы Татьяны Назаренко появилось в русском искусстве в начале 70-х годов прошлого столетия, и интерес к ее творчеству не ослабевает. Живописный язык, пластические  решения и образный строй ее работ заставляют задуматься о человеке, его помыслах, о мире, в котором мы живем.  Не это ли главное в произведении изобразительного искусства?

Самые крупные музеи и галереи мира (среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей) и коллекционеры имеют в своем собрании работы  Татьяны Назаренко как «живые» свидетельства  эпохи. Теперь в их числе и Нижегородский государственный художественный музей, в собрании которого появилось первое полотно известной художницы — диптих «Большой стол» (1988–1989 гг.).

Ее картины — это повествование о людях, человеческих страстях, любви и одиночестве, маленькие истории о несбывшихся мечтах и судьбах, вечности и  повседневности. Персонажей ее многофигурных композиций,  как правило, объединяет какое-то событие, дело, занятие, как в диптихе «Большой стол». Однако каждый из героев  погружен в собственный мир и находится в состоянии отрешенности или глубокой задумчивости. У кого-то из зрителей этот сюжет вызовет улыбку, а у кого-то нелепые фигуры, позы, жесты, спины и  лица этих людей  вызовут сострадание. Каждый из них одинок за столом, который их объединяет и разъединяет одновременно, и зритель невольно становится участником  происходящего, испытывая, может быть, то же щемящее чувство одиночества.

Автор так говорит о себе: «Я все время занимаюсь одним, варьирую одну и ту же тему — тему одиночества. Одиночество представляется мне одной из самых значительных драм человека. В разных работах — в больших исторических полотнах, в портретах или жанровых картинах — эта тема многое определяет в моих холстах».

Фотопортрет Т. Г. Назаренко с сайта Российской академии художеств

В искусстве Татьяны Назаренко простые ситуации из частной жизни, в которые попадает конкретный человек,  выходят на такой  уровень художественного обобщения, который позволяет рассуждать о достоинствах и пороках нашего поколения, об общечеловеческих ценностях. В ее работах читаются интерес к различным этапам истории и культуры, элементы стилизации, гротеска или прямого цитирования известных произведений, ирония или язык иносказаний.

Сегодня Татьяна Назаренко — признанный мастер с мировым именем,  живой классик, по-прежнему яркий и плодовитый живописец с собственным восприятием мира  и фантазией художника.

Радует то, что в настоящее время интерес к искусству XX века у современной музейной аудитории возрастает, а переданные музею живописные и графические работы художников этого периода дополнят будущую экспозицию советского и постсоветского времени. Хочется высказать слова признательности тем людям, благодаря которым город получил такой подарок. Для нашего музея это большая удача!

 

Поделиться: