16+
Журнал / ЯНВАРЬ 2016

Елена Фирстова: «Городу необходимы независимые проекты»

В 2015 году в театральной жизни города появился новый феномен независимой сцены — спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина». Ироничную и вместе с тем глубокую историю с налетом грусти оценил не только зритель, но и профессиональные критики. В марте постановка получила престижную областную премию «Премьеры сезона». Ее режиссер, заслуженная артистка России Елена Фирстова, заставив публику придумывать способы «спасти наше все», теперь готовится выпустить очередной спектакль в рамках проекта «Новый театр» — трогательную историю про Рождество.

От общего к частному

Елена Борисовна, какое событие в театральной жизни Нижнего, на ваш профессиональный взгляд, можно было бы назвать самым ярким?

Если говорить о внешних впечатлениях, то я бы выделила гастроли Российского академического молодежного театра, проходившие на сцене Нижегородского театра юного зрителя.  Художественный руководитель РАМТа Алексей Владимирович Бородин — мой первый режиссер. После училища я работала у него в Кировском театре. С тех пор мы дружим, и каждый раз, когда я бываю в Москве, прихожу на спектакли РАМТа. Я очень уважаю его как личность и художника, за его отношение к актерам, за то, что не боится браться за серьезные произведения. В этот раз РАМТ не смог привезти лучшие свои постановки, просто потому, что это тяжело с технической точки зрения, но прошедшие гастроли, наверняка, были интересны зрителю.

Как вы считаете, насколько отличается уровень постановок того же РАМТа от нижегородских работ?

Уровень отличается сильно — в Москве просто другая театральная культура. К сожалению, у наших театров прижилась разъедающая привычка считать свои постановки по определению хорошими. А какой смысл добиваться новых высот, если и так хорошо? Кроме того, в большинстве театров сегодня нет главных режиссеров, а значит, за спектаклями никто не следит. Актеры, безусловно, стараются держать спектакль таким, каким его поставили, однако необходим взгляд со стороны. Большая беда Нижнего и в том, что уже довольно давно в городе нет лидера, за которым могли бы потянуться остальные театры и труппы. Нет человека, задающего планку, из-за чего все и утешаются этим «и так хорошо». На мой взгляд, в таком подходе кроется театральная провинциальность. Получается, что ни поставь, публика все равно будет хлопать, однако ориентироваться исключительно на оценку зрителя нельзя.

Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» в 2015 году был отмечен премией «Премьеры сезона»

В дни VII Российского театрального фестиваля имени М. Горького вас часто можно было заметить и на спектаклях, и на последующих обсуждениях.

Да, Горьковский фестиваль — это второе событие прошедшего года, которое мне хотелось бы отметить. Привезенные спектакли оставили, конечно же, много впечатлений, но с профессиональной точки зрения большое значение имело общение с критиками, приехавшими к нам в гости. К сожалению, здесь, в Нижнем Новгороде, мы нечасто имеем возможность поговорить с художниками, театроведами и критиками такого уровня. Раньше я часто ездила в Москву, участвовала в лаборатории Камы Мироновича Гинкаса, режиссера Московского ТЮЗа. Однако в последнее время это удается нечасто, а без привнесенных впечатлений режиссер просто не может ставить спектакли, давать материал актерам.

Во время итоговой пресс-конференции Марина Дмитревская, критик из Санкт- Петербурга, вновь упомянула ваш спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина», который благодаря ее оценке получил в марте премию «Премьеры сезона».

Она посвятила нашей постановке статью в своем «Петербургском театральном журнале». Для нас это большое достижение. Марина Юрьевна — критик невероятно высокого уровня, и понравиться ей очень непросто. Когда я узнала, что она приезжает на фестиваль «Премьеры сезона», решила, что обязательно выставлю свой спектакль. Меня отговаривали, пре-дупреждали, что она может камня на камне не оставить от «камер-юнкера», но я решила, что услышать критику от нее мне будет необидно. К тому же она никогда не подходит личностно к оценке постановок, анализирует очень предметно. Ее признание и премия стали большими событиями для нашей маленькой труппы.

«Новый театр»

Какова судьба вашего творческого объединения «Арт-ковчег»?

Мы решили переименовать наш проект в «Новый театр», потому что название «Арт-ковчег», как-то не прижилось. Наши спектакли выходят в рамках проекта «Театральный цех», который организовал Антон Щагвин. Однако «Цех» — это в первую очередь продюсерская компания, выпускающая еще и постановки других театральных деятелей нашего города. Я очень рада сотрудничеству с Антоном. Он не просто занимается поиском площадок, рекламой и билетами, но понимает театральный процесс изнутри. Он также задействован в спектакле «Спасти камер-юнкера Пушкина». Помимо него в нашу труппу входят Ваня Пилявский, Костя Кибардин, Ира Захарова и Катя Беляева. Кроме того, многие мои коллеги хотели бы примкнуть к «Новому театру». Останавливает пока только то, что собрать всех одновременно практически невозможно из-за занятости в театрах. Сейчас нам приходится репетировать то в девять часов вечера, то с раннего утра.

Какие спектакли числятся в вашем репертуаре помимо «Камер-юнкера»?

На сегодняшний день у нас есть три постановки: «У ковчега ровно в восемь», «Спасти камер-юнкера Пушкина», и в новогодние праздники мы представим премьеру «Рождество в первый раз, Рождество навсегда». Кроме того, мне хотелось бы вернуть в репертуар спектакль Ярославы Пулинович «Как я стал», но Маша Мельникова, исполняющая главную роль, серьезно занята, поскольку является одной из самых востребованных актрис в труппе театра драмы. Я мечтаю возобновить спектакль «Я не вернусь», который мы поставили когда-то после читки в «Драма_talk». Есть и новые задумки, но те пьесы, что мне нравятся, требуют одновременного присутствия на сцене всех актеров. А собраться вместе, как я уже говорила, очень непросто.     

Ожидаемые премьеры

Расскажите, пожалуйста, подробнее о рождественском спектакле, который выйдет в начале года.

Идею поставить «Рождество в первый раз, Рождество навсегда» мне подала драматург Татьяна Муллер. Когда-то я уже ставила спектакль в ТЮЗе «PRO собак» по ее произведению. Мы с ней сдружились, и не так давно она прислала мне свою новую пьесу. Это очень искренняя, человеческая история, настоящая рождественская сказка для семейного просмотра. В процессе постановки я поняла, что на пустой сцене играть ее невозможно, ведь среди зрителей обязательно будут дети. Нам помог грузинский художник Вахтанг Джаниашвили, который создал для нас потрясающие декорации. Кроме того, мы много работали над звуковыми и световыми эффектами, старались сделать спектакль смешным и интересным как для взрослых, так и для детей.

Константин Кибардин и Иван Пилявский в спектакле «У ковчега ровно в восемь»

Многие сегодняшние ваши постановки родились после читки в проекте «Драма_talk». Стоит ли ожидать от вас премьеры в литературном кафе?

Мне действительно неинтересно останавливаться на половине пути, и после читки я хочу «доделать» материал до конца. В прошлом году темой «Драмы_talk» была польская драматургия, и, пожалуй, впервые я не нашла в драматургии того, что обычно ищу в текстах. Слишком мрачно и беспросветно. Я считаю, что в пьесе должно быть сочетание света и тени, и если зритель в театре плачет, то в финале он должен увидеть хотя бы лучик надежды. В новом сезоне режиссеры могут сами выбирать страну и материал для постановки. Я остановилась на Украине и современной антивоенной пьесе «Саша, вынеси мусор» киевской актрисы и драматурга Натальи Ворожбит. Пьеса не имеет никакого отношения к политике, она абсолютно человеческая, про взаимоотношения в семье и про то, как нам всем не нужна война.

В последнее время вы работаете в основном на независимых площадках. Как, на ваш взгляд, развиваются малые театральные сцены в нашем городе?

Благодаря нашим спектаклям мы поняли, что для гармоничного существования театральной жизни города необходим не только репертуарный театр, но и такой, как наш. И этот баланс в последние годы начал устанавливаться в нашем городе. В камерном театре зрители могут ощутить, что действие на сцене не просто для них, а о них. И самим актерам независимые проекты дают возможность постоянно находиться в творческом процессе. Ведь не все же время у него есть большие роли, а очень многие заняты лишь в одном-двух спектаклях. Актер может расти только на ролях, на поиске чего-то нового в себе. Это мое личное ощущение. Есть режиссеры, которые считают, что чем менее инициативен артист, тем он лучше, но я не люблю послушных артистов.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин, из официальной группы проекта «Театральный цех» Вконтакте.

Поделиться: