16+
Журнал / ЯНВАРЬ 2017

Ирина Маршева: «В изобразительном искусстве от меценатства зависит почти все»

2016 год в художественной жизни Нижнего Новгорода ознаменовался знаковыми событиями такого высокого уровня, что они повлияли не только на всю выставочную деятельность нашего города, но и начали формировать новое культурное пространство, сближая творцов, меценатов и зрителей. Все это происходило у нас на глазах и, безусловно, определило направление развития на следующие годы. Обо всем этом рассказала искусствовед, заместитель директора Нижегородского государственного выставочного комплекса Ирина Маршева.

Год грандиозных событий

Ирина Владимировна, как выглядела выставочная деятельность в 2016 году? Насколько она была разнообразной и плодотворной?

Это был год какой-то сумасшедшей художественной энергетики. Он уже начинался таким, а во второй половине года произошли знаковые события настолько высокого уровня, что, наверное, с них и имеет смысл начать.

Это и «АРТ Россия» на Нижегородской ярмарке, и, вне всякого сомнения, выставка Государственной Третьяковской галереи в Нижегородском художественном музее, иы, безусловно, Всероссийская выставка народных художественных промыслов в НГВК, и, наконец, премия «Перо Жар-Птицы».

Каждое из этих мероприятий глобально, и каждое из них представляет разные аспекты художественной жизни города и страны в целом. Такого количества разноформатных масштабных событий у нас в городе не происходило одновременно еще никогда.

Что касается «АРТ России», то она отсылает нас к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года, когда в Нижний Новгород приехали художники со всех «городов и весей». Нижний Новгород в XIX веке имел свою художественную жизнь, но вот действительно промышленный ее размах был представлен тогда впервые. И вот спустя 120 лет со всей страны сюда съехались художники и люди, готовые начать формировать свои коллекции. Это произошло у нас на глазах, и это историческое событие.

Всероссийская выставка произведений народных мастеров закономерно прошла в регионе-рекордсмене по числу промыслов

Что касается выставки Третьяковской галереи, то Третьяковка впервые дала возможность провинциальному зрителю рассмотреть свои и фондовые, и экспозиционные работы, привязав это все к той же Выставке 1986 года: 10 из 30 работ, побывавших в нашем городе 120 лет назад, в него вернулись.

Также несомненным историческим событием является Всероссийская выставка народных художественных промыслов, долгое время находившихся без внимания государства. И в ушедшем году Нижегородское отделение Союза художников взяло на себя смелость обобщить современный опыт бытования промыслов. Отмечу, что выставку, ставшую значимым событием, очень хорошо посещали зрители.

И, наконец, абсолютно беспрецедентное событие — премия «Перо Жар-Птицы» этого года. Подчеркну: это не государственная премия, это частная инициатива, когда бизнес решил поддержать художников. Такого факта художники нашего города, я думаю, не припомнят совсем. Со стороны организаторов это было большим риском, потому что премией была задана очень высокая гражданская позиция — гражданская не в плане следования мейнстримам и модным тенденциям, а просто любви к городу через искусство. И это, мне кажется, была очень дерзкая и красивая идея, которая реализовалась очень позитивно. И дай бог организаторам не сбавлять обороты, потому что в изобразительном искусстве от меценатства зависит практически всё.

Нижегородскому кино — 120 лет

А какими проектами был отмечен завершившийся Год кино?

Хочется упомянуть выставку «ГорьКИНОвгород», посвященную 120‑летию нижегородского кино. НГВК выпала честь осмыслить в формах выставочной деятельности кинематограф, который таким способом, как мне кажется, осмыслять чрезвычайно трудно. Ведь что такое выставка? Это демонстрация предметов, имеющих художественное и историческое значение. Но когда съемки фильма заканчиваются, тот предметный ряд, который был использован, исчезает, и на его место приходят другие бутафорские предметы, а также объекты и технологии. Но благодаря Юрию Борисовичу Беспалову мы смогли собрать необходимый нам вещественный материал, для того чтобы попытаться визуализировать процессы создания и развития кино. И, конечно, главным героем выставки была статуэтка «Оскара» — единственная в российском провинциальном городе. Выставка вызвала настолько большой интерес и имела такой большой резонанс, что была выдвинута на международный конкурс Eventiada Awards‑2016, который проводится в Москве. Было более 800 претендентов на победу из множества стран. И в номинации «Лучший проект, посвященный, Году российского кино» наша выставка заняла третье место и получила почетный диплом. Это достаточно большая награда, если учесть сложность реализации замысла.

«АРТ-Россия» показала срез современного изобразительного искусства нашей страны

Чем жестче условия игры, тем лучше результат

В чем принципиальное отличие привозных культурных проектов от собственно нижегородского продукта?

Москва — столица, и там происходит невероятное количество художественных событий. В этой среде существует очень жесткая борьба, ведь чем больше событий, тем больше между ними соперничества. Конечно, московские художники не могут себе позволить быть расслабленными, как художники в городе провинциальном. Москва заражает провинцию серьезным конкурентным драйвом, и за это я очень люблю такого рода привозные выставки. Это игра. Искусство — всё игра, и без игры оно существовать не может, это его сущность, его природа. Кстати, окружающая нас природа не знает этого понятия. Игру придумал человек. И искусство — одна из наивысших форм ее проявления и реализации. Поэтому чем жестче условия игры, тем интереснее результат. Столичные несомненные чемпионы делают информационный вброс, и ты задумываешься над образами, над техникой, которая доведена до совершенства, и так далее… Могу отметить персональную выставку московского художника Василия Чекашова. Он работает в плакатном жанре, который сам по себе редко сейчас встречается. А основное направление Василия — это социальный плакат, что встречается еще реже. Среди организаторов этой выставки были представители молодежного парламента, которые включили ее в свой большой проект — конкурс современного социального плаката. И эта выставка — с инсталляциями, с очень серьезной внутренней динамикой — стала образцом для подражания: как можно языком плаката говорить о вещах важных, порой даже болезненных. И в этом жестком пластическом языке художник уже заявляет себя в качестве доктора или, может быть, диагноста общественных проблем.

Ну, а финальный акцент года прозвучал на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге. Это награждение премией меценатов. За всю историю существования форума такая номинация появилась впервые: «Меценат в области искусства». И эта тенденция сближения искусства и бизнеса, мне кажется, будет развиваться. Так что премию «Перо Жар-Птицы» вполне можно номинировать на конкурсе меценатских проектов в рамках этого форума.

Беседовала Елена Минская

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: