16+
Журнал / ИЮЛЬ 2013

Городской надземный транспорт

После проведенного анализа областная администрация приняла решение о строительстве двух линий канатных дорог в Нижнем Новгороде. В 2013–2014 годах будут проведены проектные работы, в 2015-м — планируется начать само строительство. Всё о перспективе надземных марштрутов нам рассказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев

Валерий Павлинович, в городе планируется строительство канатных дорог. Как выбирались места и маршруты?

Как известно, наиболее проблемными участками транспортной системы Нижнего Новгорода являются мосты. В те годы, когда они строились, никому и в голову не пришло бы, что на трех человек у нас будет приходиться 1 автомобиль! Мы решаем эти проблемы транспортной инфраструктуры поэтапно: открыли метромост, пустили метро в верхнюю часть города, расширили Окский съезд, реконструировали площадь Лядова. Для жителей Бора остроту проблемы во многом сняла канатная дорога. Именно поэтому мы обратили особое внимание на предложение французской компании «РОМА», уже построившей канатную дорогу до Бора. Суть предложения сводилась к тому, чтобы построить три канатные дороги как альтернативу действующим мостам. Проанализировав ситуацию, мы остановились на варианте с двумя канатными дорогами, исключив линию «Стадион». Конечно, эта канатная дорога может претендовать на звание самого привлекательного для туристов транспортного объекта в городе, но не менее важен для нас вопрос экономической целесообразности. По нашим расчетам, данный маршрут будет востребован при проведении крупных мероприятий на стадионе на Стрелке, но необходимо, чтобы канатная дорога была загружена в полном объеме круглый год. Кроме того, вопрос транспортной доступности стадиона на Стрелке будет решаться за счет новой развязки на улице Должанской, новой станции метрополитена.

Станция канатной дороги «Нижегородская»

Планируется ли частичное или полное закрытие мостов через Оку на ремонт после запуска новых канатных дорог?

Я бы не связывал ремонтные кампании на окских мостах со строительством канатных дорог. Любой мост, чтобы оставаться безопасным, нуждается в плановом ремонте — для этого за его состоянием постоянно следят специалисты. Наивно думать, что новые канатные дороги станут панацеей от пробок. Они позволят частично разгрузить наши магистрали, но как быть грузовому транспорту? Фуру-то по воздуху не провезешь! Проблема пробок требует системных решений. Чтобы закрыть на ремонт, например, Мызинский мост, мы сначала должны вывести за пределы города транзитный транспорт, следующий на Москву и Казань. В ближайшие годы мы планируем достроить южный автодорожный обход. Уже сейчас принятые решения — открытие метромоста, эстакады с выходом на Московское шоссе, расширение Окского съезда — позволили вывести за пределы города 40% транзитного транспорта.

Строительство какой из канатных дорог будет самым трудоемким и масштабным?

Самой трудоемкой и дорогой станет линия Автозавод — Щербинки: протяженность этой канатной дороги составит 6,4 километра. Стоимость проекта составит около 1,5 миллиарда рублей, планируемая пропускная способность — 1,5 тысячи пассажиров в час. Нижняя станция будет расположена в самом центре Автозаводского района, у станции метро «Парк культуры», верхняя — в Щербинках (есть два варианта расположения станции — в действующем кольце городских автобусов или в районе Ольгино, куда переносится автостанция с площади Лядова). По предварительным расчетам, канатная дорога от бульвара Заречный до парка «Швейцария» обойдется в 950 миллионов рублей. Ее протяженность в два раза короче автозаводской линии — около 3,1 километра, но ожидаемая пропускная способность — те же 1,5 тысячи пассажиров в час.

Схема новых канатных дорог

Какие проблемы города будут призваны решить новые линии канатных дорог в первую очередь?

Канатные дороги решают проблему транспортной доступности всех районов города. Комфортная городская среда — это когда любой человек имеет возможность без пробок добраться в любое место города, используя канатные дороги и метро как самые надежные виды городского общественного транспорта! Простые подсчеты показывают, что в утренние и вечерние часы пик новые «канатки» смогут перевозить около 12 тысяч человек. Большое значение они будут иметь для развития туризма. Борская канатная дорога уже включена в новый туристический маршрут «Золотая хохлома». Путешествие в Семеновский район начинается с передвижения туристов по канатной дороге, затем они приезжают в Семенов, посещают музейно-туристический комплекс «Золотая хохлома», где знакомятся с историей промысла и участвуют в росписи матрешек. 15 июня 2013 года по новому маршруту отправилась первая группа туристов из Санкт-Петербурга с посещением X Меж-дународного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая хохлома».

Сегодня проезд по канатной дороге Нижний Новгород — Бор стоит 70 рублей в одну сторону. Можно ли ожидать, что стоимость проезда на новых линиях будет ниже с целью привлечения пассажиропотока?

Мы заинтересованы в том, чтобы этот новый современный вид транспорта был доступным, поэтому могу предположить, что цена на билет будет ниже. Причин две. Во‑первых, новые «канатки» будут считаться городским, а не междугородным транспортом. Во‑вторых, есть планы интеграции их в единый проездной билет.

Канатная дорога Нижний Новгород — Бор

Ваша оценка проекта строительства канатных дорог?

«Канатка», которая многим казалась экзотикой, сегодня доказала свою эффективность. Считаю, этот вид транспорта имеет большие перспективы в Нижнем Новгороде. По линии Нижний Новгород — Бор уже перевезено свыше двух миллионов пассажиров, при этом она пока работает на 50% своей мощности — 500 человек в час. Если раньше из Бора до Нижнего Новгорода приходилось добираться 2–3 часа, то сейчас время в пути составляет 15 минут! Кроме того, канатная дорога вошла в Книгу рекордов России и Книгу рекордов Европы по длине безопорного пролета — 861 метр! Это служит еще одним доказательством уникальности данного объекта.

По словам представителей фирмы «POMA», они накопили серьезный опыт, занимаясь строительством первой нижегородской «канатки». Например, учли дополнительные требования по антиветровым нагрузкам, по изготовлению металлоконструкций опор, а также необходимость дополнительного обогрева кабин в зимнее время. Этим опытом французы готовы поделиться с нашими производителями и пригласить к сотрудничеству нижегородские предприятия.

Сегодня нижегородский опыт строительства канатных дорог уже востребован в Саратове, где планируют соединить «канаткой» города Саратов и Энгельс. Так что нужно развивать наше лидерство в этой сфере! Это не просто вопрос имиджа — наша промышленность в будущем может получить новое направление для работы, новые заказы. Все это дает импульс развитию региональной экономики, а самое главное, позволяет создать для нижегородцев более комфортную городскую среду.

Беседовала Светлана Вахранёва

Фото: Роман Бородин

Поделиться: