16+
Журнал / ИЮЛЬ 2013

Павел Милославский

Год Германии в России, проходивший с июня 2012 по июнь 2013 года, для провинции был равен полугоду. С июня по декабрь 2012 года все мероприятия состоялись в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге, а первое полугодие 2013 года ознаменовалось активностью регионов. В этот раз все проекты в России напрямую финансировались Гёте-институтом. Приволжский филиал ГЦСИ выиграл и получил грант на проект «Елка Вальтера Беньямина», реализованный на площадке «Арсенала» прошедшей зимой.

За последние три-четыре года качество нижегородского зрителя резко выросло. Еще 10 лет назад у нас практически не было площадок, занимающихся современным искусством. Почему они появляются теперь, хоть их и мало? Потому что появилась потребность. Те культурные менеджеры, которые сейчас работают на этих площадках, когда-то начинали как зрители.

Сцена на площади у Зачатьевской башни  

Российско-Германский уличный фестиваль

Нижний Новгород оказался приоритетным для Гёте-института и вместе с Пермью, Калининградом и Волгоградом получил дополнительное значительное финансирование на проведение проектов помимо выигранных грантов. В феврале—марте 2012 года у меня возникла идея сделать что-то очень масштабное и большое на площадке «Рождественская сторона». Тогда же в Гёте-институте в Москве я выступили с предложением устроить уличный фестиваль. Этот формат российской провинции не очень знаком, а приоритет, отданный современному искусству, но в декорациях исторической части города, сделал эту идею очень интересной.

Возможность невозможного

Проведение такого международного фестиваля, я думаю, по масштабам несравнимо ни с чем на территории России. Благодаря совместным усилиям властей города и организаторов удалось создать уникальное пространство. Площадка «Рождественская сторона» стала единым объемным культурным арт-объектом, чего еще никому не удавалось. Наша задача была — максимально наполнить фестиваль событиями, и это у нас получилось. Почти трое суток без перерыва.

В единстве — сила

Придумать можно что угодно, но для реализации нужно объединение нескольких сил. Очень хорошо сработала тройка: администрация Нижнего Новгорода, руководители проекта «Рождественская сторона» и Нижегородский центр немецкой культуры. Причем городские власти поддержали нас не только административно, но и материально — финансирование фестиваля проходило практически на паритетной основе, чего немецкая сторона и не требовала.

Фестиваль Opensky на набережной Федоровского

Продолжение будет

У нас есть идея проведения подобных фестивалей с участием других стран. Тот же фестиваль «Опус 52» получился в этом году действительно международным, его участниками были и немцы, шведы, поляки, чехи, а также представители других регионов нашей страны. Так что в 2015 году подобное действо вполне можно будет повторить. Прошедший фестиваль готовился 1,5 года, соответственно и следующий должен готовиться не меньше.

Искусство с доставкой на дом

Что мы делаем: берем хороший звук, хороший свет и находим проходное место. Мы просто делаем так, что это нельзя не заметить. По статистике, потенциальная аудитория современного искусства в любом городе составляет от 3 до 6%. Если мы возьмем хотя бы 3% населения Нижнего Новгорода, мы наберем целый стадион. Например, мы показываем в Доме архитектора современное европейское кино. И это не артхаус, мы просто представляем современный европейский кинопроцесс. Возраст людей, которые приходят туда, — от 18 до 60 лет и старше. Кто-то приходит, движимый ностальгией, кто-то — чтобы понимать, от чего отталкивается современный кинопроцесс.

Новый проект

Содружество культурных инициатив «Рекорд» выиграло грант «Лукойла», и мы будем восстанавливать, а по сути, создавать заново систему киноклубов в вузах. При этом мы планируем, что фильмы, отобранные нами для показа, будут в определенной степени близки тому образовательному процессу, который протекает в стенах факультетов. Мы работаем над тем, чтобы привозить в Нижний Новгород значимых людей в мире кино, которые могли бы быть интересны студенчеству. На данный момент у нас есть договоренность о приезде в ноябре польского кинорежиссера Кшиштофа Занусси. Я надеюсь, мы сумеем придумать так, чтобы это было интересно.

Беседовала Мария Медвидь
Фото: Роман Бородин
Поделиться: