16+
Журнал / ИЮЛЬ 2013

На языке танца

В ближайшем будущем у Нижнего Новгорода появится ещё один город-побратим — венгерский Дьёр. С 17 по 23 июня там прошел IX Международный фестиваль танцев. Впервые на венгерской сцене Нижний Новгород представили солисты театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Такой культурный обмен стал возможен благодаря активной деятельности почетного консульства Венгрии в Нижнем Новгороде.

Международный фестиваль танца — одно из самых престижных событий в области хореографического искусства — прошел в Дьёре уже в девятый раз. На сцене Национального театра Дьёра выступили 18 коллективов из Венгрии, России, Турции, Словакии. На малых сценах показали свои программы труппы из Италии, Грузии, Китая, Аргентины. В рамках фестиваля участники представили широкий спектр хореографических направлений: от классического до современного, от народного до урбанистического. При этом на сцену в эти дни выходили как профессионалы, так и любители.

Янош Киш, Жолт Боркаи и Фанни Хольцлейтер на церемонии открытия фестиваля

Фестиваль прошел под эгидой Венгерской ассоциации профессиональных танцоров в сотрудничестве с администрацией города. В его открытии приняли участие мэр города Дьёр Жолт Боркаи, Янош Киш, руководитель Дьёрской балетной труппы и один из организаторов фестиваля, а также Фанни Хольцлейтер, создатель блога «Жизнь в инвалидном кресле» (The World with Wheelchair).

«Те, кто пристально следит за нашим фестивалем, могли заметить, что каждый раз мы стараемся подготовить для наших зрителей сюрприз. В этом году впервые выступили лучшие вокальные коллективы, без которых ни мюзикл, ни оперетта не могли бы существовать», — такую оценку мероприятию дал Янош Киш.

Впервые в этом году фестиваль присоединился к международному проекту, по условиям которого режиссеры и операторы ищут лучшую улыбку Венгрии. Именно поэтому слоганом IX Международного фестиваля танца стала фраза «Танцуй и улыбайся».

Артем Зрелов и Татьяна Кайнова

Главным событием семи дней фестиваля, безусловно, можно назвать грандиозный гала-концерт, прошедший в Национальном театре Дьёра 19 июня. На главной сцене фестиваля  выступили: Турецкий государственный театр оперы и балета с номером Message of  Roomi, Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина с фрагментами из балетов «Спящая красавица» и «Тарас Бульба», Словацкий национальный балет с фрагментом из балета «Сильфида», Венгерский национальный балет с фрагментом из балета «Маленький Морт».

Своими впечатлениями о поездке с нами поделились нижегородские артисты.

Татьяна: Можно с уверенностью сказать, что Дьёр на семь дней стал центром танцевального искусства Европы. В исторической части города специально для этого события были открыты три основные сцены и несколько малых. Весь город буквально жил фестивалем, и каждый чувствовал себя сопричастным происходящему. Мы были немало удивлены, когда увидели зрителей в пышных вечерних нарядах. Для них фестиваль стал настоящим праздником.

Перед поездкой я прочитала, что Дьёр называют городом балконов и вывесок, что оказалось правдой. Это очень уютный и чистый город. Нам повезло, мы жили в историческом центре, в трех минутах ходьбы от Национального театра Дьёра, поэтому всё свободное время посвятили прогулкам по узким аккуратным городским улочкам. Большое впечатление на меня произвела городская ратуша – это красивейшее здание с высокой башней. 

Артисты Венгерского национального балета

Прием на высоком уровне

Татьяна: Венгры — очень дружелюбные люди, они искренне радовались нашему приезду и старались предупредить любое наше желание. В отеле мы обнаружили приветственное письмо  и приглашение на концерт, поэтому мы смогли прочувствовать фестиваль как снаружи, так и изнутри. Кроме того, с профессиональной точки зрения все условия для нас были тщательно продуманы.

Артем: Перед гала-концертом, который проходил в Национальном театре Дьёра, нам выделили отдельный зал для репетиции, предоставили достаточно времени, чтобы опробовать сцену. Площадка в Национальном театре очень большая и оборудована по последнему слову техники. Если честно, то мы далеко не сразу привыкли к ней.

Артисты Словацкого национального балета

Русская школа балета на венгерской сцене

Татьяна: На IX Международном танцевальном фестивале мы представили два номера. Первый —  «Голубая птица» из балета «Спящая красавица» — открыл гала-концерт, во второй части вечера мы показали отрывок из «Тараса Бульбы». Эти номера были выбраны не случайно. «Синяя птица» — классика русского балета, которая дает полное представление о нашей школе. Гопак из «Тараса Бульбы» — коронный номер Артема, так как у него великолепный прыжок. Этот заводной номер всегда воспринимается зрителями на ура.

Нескончаемые овации

Артем: Мы никогда прежде не думали, что аудитория может подарить такие незабываемые овации, хотя атмосферу в зрительном зале мы смогли прочувствовать еще накануне и внутренне настроились на теплый прием. Перед выходом мы очень волновались, ведь нам впервые выпала честь представлять страну на международной сцене. Татьяна перед номером даже пообещала больше никогда не ездить на зарубежные концерты, однако бурные аплодисменты избавили от таких мыслей. Русский балет считается иконой хореографического искусства, поэтому от наших танцоров всегда ожидают что-то грандиозное.

Классика и модерн

Артем: В день нашего выступления нам удалось посмотреть номера Турецкого государственного театра оперы и балета, Венгерской академии танца, Венгерского и Словацкого национальных балетов. Наше выступление отличалось от остальных, поскольку остальные коллективы представляли школу современного танца. Нам удалось пообщаться с русским танцором, который работает в Дьёрском балете уже восемь лет. Он рассказал, что таких классических спектаклей, как, например, «Лебединое озеро», в Дьёре нет.

Артисты Турецкого государственного театра оперы и балета

Мечты о совместной работе

Татьяна: Мы мечтаем поработать с балетной труппой Дьёра. И очень надеемся, что сможем реализовать эту мечту, когда  города станут побратимами и сотрудничество будет постоянным. Когда ты молод, хочется экспериментировать, а современный танец по сути своей экспериментален. В нашем театре есть постановки, основанные на современной хореографии: «Лики любви, или Казанова» и «Пламя страсти и любви». В них мы можем отойти от классического направления и перейти в особенное состояние, когда в танце раскрывается твой характер. Здесь нужно показать не столько технику, сколько эмоции — нежность, страсть.

Артем:  Эта поездка подарила нам уникальную возможность. С одной стороны, мы представили наш город на международной сцене. С другой — приобрели опыт фестивального выступления, попробовали свои силы. Почетное консульство Венгрии в этом отношении сделало большое дело.

 

Беседовала Алина Мазина

Фото: Béla Kanyó

Поделиться: