16+
Журнал / ИЮЛЬ 2013

Искусство на стройке

Помните, в СССР каждое здание общественного назначения, а иногда и жилые дома имели какое-то особое украшение. В тридцатые—пятидесятые это были статуи — не только знаменитые «девушки с веслом», но и летчики, сварщики, атлеты, теннисисты, колхозница со снопами или школьники с книгами. Они украшали фасады, фланкировали порталы, располагались на аллеях или клумбах. Они воплощали позитивного героя, задавали образец для подражания. Теперь мы ими любуемся как произведениями классики, ставим под охрану государства.

Объект Олафура Элиассона в Мюнхене, 2004 г.

В минималистичные шестидесятые годы, по-своему препарировавшие наследство модернизма, статуи, слишком буквальные, лишенные художественного обобщения, было решено заменить на мозаики и росписи. Они больше соответствовали духу времени и были посвящены покорителям космоса и мирного атома. А осуществлялись все эти работы таким образом: в смету строительства общественных зданий непременно закладывались работы художников, отчисления от гонораров которых направлялись в Художественный фонд. Эта производственная структура, аффилированная с Союзом художников, имела разветвленный механизм распределения заказов, отлично оплачивавшихся в соответствии с табелью о рангах: больше всего получали художники, имевшие звание заслуженных, а еще больше — народные. И было это безусловным благом: понятный социальный механизм для авторов, сито многочисленных худсоветов обеспечивало качество работ, а люди получали украшенные профессиональными художниками общественные места — дома культуры, вокзалы, фонтаны и т. п. Правда, это редко бывали шедевры. В Советском Союзе вся художественная система была вывернута наизнанку — те, кто остался в истории искусства (сейчас об этом можно говорить с полным основанием!), работали в камерных жанрах — от книжной иллюстрации до пейзажно-натюрмортной живописи, поскольку меньше соответствовали критериям благонадежности, без которых нельзя было получить заказ на «монументалку». Однако и совсем плохого, непрофессионального искусства встретить в этой сфере было невозможно — система работала. Теперь, по прошествии нескольких десятилетий, они выглядят вполне респектабельно — памятники эпохи.

К сожалению, сейчас в России нет больше ни налога на искусство, ни Художественного фонда, ни распределения заказов. Как украсить здание и территорию вокруг него — исключительно забота собственника, ответственность его вкуса и воли. Между тем многие страны переняли, хотя и значительно адаптировав, советский опыт, родившийся в 1940‑м. В Австрии и Германии появилось понятие kunst am Bau — «искусство на стройке».

Типичная пионерка 1930-х годов

Гигантские суммы (до 2% общей сметы на строительство) позволяют привлечь лучших художников, организовать экспертизу и замеры общественного мнения, применить эффектные и долговечные материалы. Причем все три компонента равно важны: лишь соединение качественно воплощенной современной художественной идеи, не вызывающей отторжения публики, создает особый образ места, а сумма таких мест делает город привлекательным для жизни и путешественников. Если мы стремимся именно к этому, может, стоить вспомнить некоторые забытые идеи, методы, регламенты?

Поделиться: