16+
Журнал / ИЮЛЬ 2014

Взгляд с реки

Андрей Чертков, заместитель главы администрации Нижнего Новгорода

Для крупных российских городов развитие транспортной инфраструктуры — задача первостепенная. Нижний Новгород в этом отношении не является исключением, однако его местоположение позволяет использовать весь спектр видов транспорта: наземный, подземный и надземный. Теперь к ним присоединился еще и речной. О возрождении речных маршрутов и о новом взгляде на Нижний Новгород мы говорили с заместителем главы администрации города Андреем Чертковым. 

Андрей Геннадьевич, невозможно оставить без внимания такое знаковое для нашего города событие, как запуск речного трамвая, который будет осуществлять пассажирские перевозки по Оке. Что способствовало тому, что река вновь становится транспортной артерией города?

Да, мы сделали первый шаг. Вопрос возрождения речного транспорта сегодня является очень актуальным и совершенно закономерным. Перед нами была поставлена задача удивить нижегородцев, вспомнить былую славу нижегородского речного флота. Сегодня от него как такового ничего не осталось, по рекам курсируют лишь несколько коммерческих судов в основном прогулочно-экскурсионного характера. Мы же говорим о маршрутах до удаленных точек, таких как Автозавод и Сормово. Также рассматриваются Щербинки, Верхние Печеры, Кстово, Бор. Конечно, это уже выход на пригородные перевозки, но мы надеемся, что будем услышаны областным правительством и наша инициатива найдет поддержку на региональном уровне. Также мы вышли с предложением о продлении городских маршрутов по Волге до Балахны, Городца, Работок, Лыскова и по Оке до Дзержинска. Все эти проекты находятся на стадии разработки. Мы планируем обратиться к федеральному правительству за поддержкой нашего проекта в виде субсидий и надеемся, что Министерство транспорта России тоже заинтересовано в том, чтобы возродить пассажирские перевозки по нашим рекам.

В течение одного-двух месяцев нам необходимо проанализировать пассажиропоток, оценить эффективность и востребованность маршрута пристань «Южная» — Александровский сад и потом заняться подготовкой к запуску сормовского направления. Сейчас этот маршрут представляется наиболее проблематичным, поскольку из-за работы наплавного моста может нарушаться расписание движения речного трамвая. Поэтому, скорее всего, до конца текущего года мы не будем открывать это направление и выйдем с новым предложением уже в 2015 году.

Два первых судна — две первые ласточки на пути возрождения пассажирского речного транспорта?

Получается, что так. Первые пассажиры воспользовались речным трамваем уже 10 июня, с 11 июня он стал ходить по графику. Конечно, в первое время сбои в расписании возможны, но мы будем стараться четко его соблюдать. Маршрут имеет два остановочных пункта: пристань на обустроенном берегу Оки рядом с новым жилым микрорайоном «Юг» и причал перед Александровским садом, недалеко от паромной переправы. Были закуплены два катера КС‑110 и КС‑140 производства Костромского судомеханического завода, вмещающие соответственно 12 и 32 пассажира. 50 минут длится поездка, при этом речные трамвайчики потребляют значительно меньше топлива, чем более быстрые суда на воздушной подушке, преодолевающие это же расстояние за 20–30 минут.

На сегодняшний момент перевозки осуществляет коммерческое предприятие, обладающее соответствующей лицензией и штатом сотрудников. Цена проезда 40 рублей была достигнута в результате соглашения администрации города и компании-перевозчика, но, думаю, в зависимости от пассажиропотока она будет расти.

Речные трамваи, осуществляющие перевозку пассажиров по маршруту микрорайон «Юг» (Автозаводский район) — Александровский сад (Нижегородский район) 

Особенно хочу отметить, что возрождение пассажирских речных перевозок в нашем городе приходится начинать практически с нуля, за последние 20 лет исчезло все: парк судов, специалисты, оборудованные причалы. Нет тех, кто обладает практическим опытом, нам вновь нужно восстанавливать традицию. Сейчас, кроме прогулочных маршрутов, город ничего не имеет. Возможно, в обозримом будущем это будет муниципальный перевозчик. Представляется вполне возможным, что на маршрутах от центра города до Автозавода и Сормова могут работать от шести до восьми трамвайчиков. А это, согласитесь, уже серьезный флот!

Для Нижнего Новгорода, так удачно расположенного на слиянии двух рек, грех не иметь собственный речной транспорт. Самой судьбой нам подарена такая возможность — уникальная для большинства российских городов. А вместе с речными перевозками мы хотим создать и экскурсионные маршруты, чтобы нижегородцы и гости столицы Приволжья видели красоту города с реки. Поверьте, это незабываемо!

В свое время так получилось и с канатной дорогой, связавшей Нижний Новгород и Бор. Она стала не только новым видом транспорта, но и новым местом притяжения горожан и гостей города.

Совершенно верно. За первые четыре дня работы трамвайчика было перевезено почти 1300 пассажиров. Это не только те, кому нужно было попасть в микрорайон «Юг», это и люди, которые хотели прокатиться по реке, познакомиться с новым видом транспорта.

Нижний Новгород с реки смотрится действительно потрясающе. Сегодня прогулочные суда предлагают лишь знакомый всем маршрут по Волге, но хочу вам сказать, что наш город с Оки смотрится еще лучше. Зеленые берега, прекрасный ландшафт — Ока предлагает новый взгляд на город, на два берега, который он занимает. Нужно увидеть наш город с реки, что понять, насколько он красиво расположен, насколько важно предоставлять горожанам доступ к воде, облагораживать берега, наполнять их жизнью, проводить дороги, развивать инфраструктуру.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены управлением по работе со СМИ администрации Нижнего Новгорода

Поделиться: