16+
Журнал / ИЮЛЬ 2014

Цветы, цветы...

Часть экспозиции «Царство Флоры» в НГХМ

Лето. Прекрасная пора. Наш город утопает в цветах, радуя нижегородцев яркими красками. Продлить это летнее настроение может выставка произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства с флористическими мотивами из фондов  музея, организованная отделом зарубежного искусства и открывшаяся в Доме Д. В. Сироткина. Флора в древнеримской мифологии — богиня цветов, весны и юности, которая властвует над всеми живыми существами и приглашает в  царство цветов. Выставка «Царство Флоры», несомненно, порадует посетителей  красотой и необычностью изображения цветов на холсте, бумаге, керамике, металле.

В экспозицию вошли букеты, гирлянды, стилизованные цветочные темы немецких, фламандских, французских, русских мастеров натюрморта, художников Императорского фарфорового завода, заводов Гарднера, Попова, Мейссенской фарфоровой мануфактуры и других производств, выпускавших ординарные сервизы. Многие экспонаты показываются впервые. Образ трепетной хрупкой мимолетной красоты создают четыре миниатюрные «тондо» неизвестного фламандского живописца XVIII века, выполненные на медных листах маслом в традициях фламандского натюрморта. Изображения цветов, листьев, бутонов и плодов отличаются сложностью разработки цветовой гаммы и формы.

Полотно немецкой художницы Хенрики Бейер (1782–1855), кстати, ученицы главного художника Берлинской фарфоровой мануфактуры, выделяется смелостью и точностью передачи фактуры, колорита, декоративностью.

С рождением в европейских странах фарфоровых мануфактур цветочный декор стал очень популярным и востребованным. Появляется много разновидностей цветочной живописи: цветы могли быть стилизованными, декоративными, натуралистическими, написанными в стиле рококо или модерн. Русские мастера известных заводов Гарднера, Попова, Императорского фарфорового завода успешно заимствовали опыт европейцев, внося свое национальное чувство линии и цвета.

Хенрика София Мария Бейер. Букет. 1823

Немецкие мастера Мейссенской фарфоровой мануфактуры, положившие начало увлечению растительными мотивами, активно подражали декоративным росписям модной в то время китайской керамики, создавая композиции из стилизованных цветов. Очень популярным стал так называемый стиль шинуазри. В середине XIX века «восточная экзотика» стала интересной и для русских мастеров Императорского фарфорового завода. Большая напольная сине-белая ваза, расписанная кобальтом в восточном стиле с забавной золотой фигуркой животного в навершии, бесспорно, вызовет интерес у посетителей выставки.

Красотой линии, цветовыми сочетаниями, необычностью форм модерна завораживают хромолитографии из листового издания «Современные формы и декор Севрской национальной мануфактуры» (Франция, начало XХ в.) — своеобразного каталога декоративных форм с флористическими мотивами. Здесь прекрасно уживаются вместе дикие полевые и садовые цветы: клевер и василек, лютик и жасмин, фиалка и глициния, незабудка и дельфиниум, царица всех цветов роза и полевой плющ. Все они органично ложатся на поверхность сосудов, красиво обвивая изысканные формы ваз, а кувшины, амфоры, кратеры, бутыли, кубки, таццы смело дарят под цветочную роспись сияющую белизну фарфорового фона.

Напольная ваза ИФЗ. XIX в. Фрагмент

Любопытно отметить, что среди посетителей выставки можно увидеть не только любителей жанра натюрморта или желающих расширить свои знания о музейном собрании, но и знатоков флоры — биологов, сотрудников Главного ботанического сада РАН (Москва), с благодарностью отозвавшихся о выставке: «Люди нуждаются в этой красоте!»

Поделиться: