16+
Журнал / ИЮЛЬ 2014

Уличный театр на все времена

II Международный фестиваль уличных театров в Нижнем Новгороде. Фото Александра Цверова

У современного театра два исторических прародителя. Античный театрос — место для зрелищ, с амфитеатром, скеной (не правда ли, знакомые слова?), зрителями и представлениями — комедиями и трагедиями. Он берет начало из ритуала — урожайного праздника в честь Диониса, бога виноделия. Отделившись от религиозного действа и превратившись в искусство, греческий театр породил великую драматургию, а имена авторов — Эсхила, Эврипида, Софокла — остались в истории литературы. Собственно, древнегреческая литература — это две составляющие: есть эпос Гомера, а театр — все остальное. Потом, в глухие времена Cредневековья, традиция почти совсем забылась, все пришлось начинать заново. Театр просочился сквозь стены христианских храмов, где представляли священную историю, попав на городские площади. А тут по праздникам, в основе старым, языческим, бушевала народная стихия — грубоватая, прямая, игровая и ловкая. Бродячие актеры, фокусники, жонглеры, музыканты, часто с детьми и дрессированными животными — они назывались гистрионы и были совсем не похожи на актеров античного театра, хотя маски и костюмы у них тоже присутствовали. Фарсовые выступления не имели канонических текстов, были построены на импровизации, на включении зрителей в само действо. В эпоху Возрождения вспомнили про античный театр, стали строить для этого специальные пространства. А уличный, точнее площадной, продолжал существовать как низший, народный жанр. Особенную популярность получила такая его разновидность, как commedia dell’arte, то есть «искусный театр». Возникнув в середине XVI века в Италии, комедия масок-характеров достигла расцвета в XVIII веке и распространилась по всей Европе. В XIX веке профессиональный театр все больше демократизировался, а уличный вскоре сменился другим народным развлечением — кинематографом.

Спектакль «Крысы идут!» коллектива PasParTout из Ганновера на улице Рождественской. Фото Александра Цверова

Но в культуре ничего не отменяется, существует циклично. Любимое понятие нашего времени — интерактивность — способствует возвращению спектакля-общения на улицы городов. Во множестве разных стран появляются профессиональные труппы, работающие с городскими жителями вне театральных площадок, вне сцен, кулис, а декорации — они, конечно, есть. Это сам город.

В старину бродячим актерам зрители деньги бросали в шапку. Сейчас такая форма оплаты по-прежнему существует. Но бывает и более цивилизованно: актеры получают фестивальные гонорары, поскольку именно фестиваль — форма существования художественной жизни в наше время. Ответственность за это берут городские власти, если хотят вдохнуть жизнь, движение, творчество в то или иное городское пространство.

Комедия дель арте, Аугсбург, 1729

Приятно, что наш город не остается в стороне. Уже второй раз в июне уличные театры собираются в Нижнем Новгороде. В этом году их было более 40! Правда, жанры чуточку перемешаны (почти как в средневековье!) — это и жонглеры, и пантомима, и брейк-данс, а выступления не всегда соединяются в целостный сюжетный спектакль. Важно другое — выход на реальную улицу, ту, о которой так заботятся в последнее время, на Рождественскую. И, главное, еще на 12 городских площадок, во всех районах города. Это пример настоящей культурной политики, которая называется скучным словом «децентрализация», но оборачивается веселым праздником для горожан.

Поделиться:
Публикации по теме: