16+
Журнал / ИЮЛЬ 2016

Музыкальный этюд в синих тонах

22 июня в залах Художественного музея на Верхневолжской набережной звучала мандолина. Мелодией этого инструмента сопровождалось открытие выставки одной картины — популярного нынче формата знакомства с художественными шедеврами. Однако на этот раз в гости к НГХМ приехало совершенно необычное полотно — работа Марка Шагала, портрет его любимого брата. Трогательный сюжет и путь в шесть тысяч километров до нижегородского зрителя — лишь пара причин, чтобы прийти и увидеть эту картину.

Картина «Портрет брата Давида с мандолиной» — первая графическая работа Марка Шагала, показанная в Нижнем Новгороде. Ранее в стенах НГХМ проходила лишь выставка литографии этого автора, поэтому приезд оригинала одного из самых известных авангардистов ХХ века стал большим событием для музея. Портрету любимого брата художника пришлось преодолеть около шести тысяч километров из Приморской государственной картинной галереи во Владивостоке. Однако, как показывает практика последних лет, даже дальние расстояния не становятся помехой для уникальных проектов НГХМ.

На открытии выставки звучали стихи Марка Шагала

Семья имела для Марка Шагала особое значение. У художника было семь сестер и брат Давид, с которым Марк Захарович был особенно близок. Судьба Давида была трагична — на полях Первой мировой войны он лишился ноги и вскоре умер совсем молодым от туберкулеза. Марк Захарович тяжело переживал его утрату и после ухода брата создал целую серию его портретов. Один из них, в ярких красках и мажорном настроении, находится в галерее «Атенеум» в Хельсинки. Однако именно полотно, выполненное в классическом для этого автора синем цвете, было особенно дорого Шагалу. С ним он не расставался даже в дальних поездках. «Портрет брата Давида с мандолиной», стоящий в числе ранних работ художника, был создан в 1914 году и относится к серии изображений мандолинистов. Перед Первой мировой войной Марк Захарович вернулся из Европы в родной Витебск, где царила тревожная атмосфера тыловой жизни. Она передана в экспрессионистской манере с характерным искажением пропорций тела. В пластическом решении портрета можно уловить некий диссонанс, как будто что-то трагическое врывается в судьбу изображенного человека, в его мирную жизнь. И в то же время этот диссонанс смягчается глубоким синим цветом. Это произведение адресовано вечности, в которой пребывает погибший брат, но вместе чувствуется живая уловимая связь между художником и дорогим ему человеком.

Посетители выставки могли познакомиться с  этапами жизни и творчества художника

«Я написал твой портрет, Давид. Ты смеешься во весь рот, блестят зубы. В руках — мандолина. Все в синих тонах… Сердце мое с тобой», — писал Шагал умершему брату.

Выставка одной картины — это всегда диалог один на один с автором, во время которого зритель может постигнуть творческую манеру художника. В случае с Марком Шагалом — творчество глубоко личностное, идущее из глубины души. Специально к открытию выставки организаторы приготовили сюрприз: юный музыкант Елисей Дворянинов исполнил музыкальное произведение на мандолине. Инструменту, к слову, исполнилось уже более ста лет. Эта мелодия словно оживила полотно Шагала. И пусть все последующие дни зрители будут любоваться полотном без аккомпанемента, музыка, срывающаяся со струн мандолины в руках Давида, будто наполняет небольшой зал, в котором выставляется картина.

Текст: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин.

Представление картины публике сопровождалось живым звучанием мандолины

Поделиться: