16+
Журнал / ИЮЛЬ 2018

Был на Руси свой футбол!

В нашей стране проходит чемпионат мира по футболу, и думается, что даже совершенно равнодушный к этому виду спорта, да и вообще к спорту, человек ощущает незабываемый колорит грандиозного события. Дух состязаний является древнейшей составляющей традиционной культуры любого общества и всегда связан с праздником. Состязания имели обрядово-магический смысл. Именно достигая такого состояния в бескорыстной, зачастую лишенной материальной подоплеки борьбе, человек, а точнее, группа людей могла влиять на окружающее пространство, на природу. Все это — часть истории современного спорта.

Дух состязаний является древнейшей составляющей традиционной культуры любого общества, и всегда он связан с праздником. Именно достижение состояния азартного вдохновения, предчувствия победы и стремление стать первым было ритуальной целью таких мероприятий. Состязания имели обрядово-магический смысл, именно достигая такого состояния в бескорыстной, часто действительно лишенной материальной подоплеки борьбе, человек, а точнее, группа людей могла влиять на окружающее их пространство, на природу. Все это – часть истории современного спорта.

В русской крестьянской культуре спортивные состязания были обязательной, более того, главной частью как календарных обрядов, так и праздничных гуляний. Особенно яркими они были на Масленицу. Катание с гор – кто дальше, хождение на скорость на ходулях, ношение воды на коромысле и, конечно, кулачные бои. Последние олицетворяли собой противоборство тепла и холода, лета и зимы, именно они пробуждали землю от зимнего сна. С приближением тепла появлялись качели, здесь также царил дух соревнования: кто сильнее и быстрее раскачается, кто дольше сможет задержаться на высоте – так землю готовили к вынашиванию семян будущего урожая. С наступлением пасхальных празднеств все, от мала до велика, участвовали в катании яиц. Это обрядовое развлечение также имело форму состязаний: на дальность, ловкость, а порой и сообразительность. В традиционных видах катаний яиц использовался тряпичный мяч, на Севере его называли «попинуха». Им участники должны были выбить поставленные на кон яйца, тем самым набирая больше очков, ну и, конечно, получая желанный съестной трофей.

У казаков ни один праздник не обходился без состязаний в седле. Кстати, в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области, где и в дореволюционное, и в советское время разводили орловских рысаков, на Троицу также традиционно устраивались бега.

Следует отметить, что мужские состязания в силе и ловкости продолжали сохранять свой статус до второй половины ХХ столетия. В деревнях Нижегородской области это была наиболее зрелищная и захватывающая часть любого праздничного гулянья. В таких состязаниях принимали участие все возрастные группы. Назывались они по-разному: в Дальнеконстантиновском районе – «по походке», в Кстовском – «на кулачки», в Вачском – «на любака» и так далее. Все состязания имели свои строгие правила, старшее поколение совершенно четко разделяет драку и кулачные состязания, где в последних царила мирная атмосфера, а накал страстей достигался только за счет честного соперничества. В этот момент все жители деревни, а порой и куста деревень становились болельщиками. Соревнования проходили в определенном, постоянном месте, чаще всего под музыку. Таким образом формировалось определенное пространство праздника, которое сейчас мы совершенно справедливо могли бы назвать спортивным.

Одним из значений слова «спорт» является игра. Игровые состязания долгое время оставались частью детской культуры, деревенской и дворовой. Все мы помним, в какое количество игр наперегонки мы играли в детстве. Однако игра в народной культуре вовсе не считалась детской забавой. Правила, в которых в течение определенного времени начинал жить человек, также были мощным обрядовым механизмом.

Ольга Гальцева

Заведующая сектором этнографии Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника

«Игровые состязания долгое время оставались частью детской культуры, деревенской и дворовой. Однако игра в народной культуре вовсе не считалась детской забавой»

В числе подвижных коллективных игр русских крестьян были и игры с мячом. Эта игра первоначально носила исключительно обрядово-магическое значение и имела непосредственное отношение к свадьбе. Так, в случае если невеста выходила замуж в соседнюю деревню, местные парни шли к молодому за выкупом, который и представлял собой мяч. Впоследствии так называемая «мячевина», или «мяч», обозначала просто денежный выкуп на вино взрослому мужскому населению из коренной деревни невесты, но еще в начале ХХ века это был именно мяч. Особенно долго эта традиция бытовала на русском Севере. Итак, на полученные от молодого за невесту деньги община действительно приобретала мяч, в который мужики играли в самом начале или даже накануне масленичной недели, причем играло все мужское население, даже старики. По воспоминаниям старожилов Вологодской области, игра заключалась в следующем. На масленичной неделе, когда молодые приезжали гостить к невесте, молодой брал с собой так называемых зятьёв. Во время гостевания собиралось две команды: деревенские мужики и парни и пришлые зятья-чужаки. Участники выстраивались в две линии, команда на команду, и начинали пинать друг другу мяч. Тот, кто пропускал удар, выбывал из игры. Начинал игру обычно молодой, если он промахивался или не отбивал удар, то тем самым давал местным мужикам законный повод себя побить. Часто с пропустивших удар взимался денежный выкуп.

Вот как описывают эту игру очевидцы: «На две команды люди сосмёшица, друг у дружки мяць отбирали: отсюда пинают, а там все бегут. Должен поймать и пнуть обратно». В более ранние времена игра имела ритуализированное начало, что сохранилось в отдельных локальных ее вариантах уже и ХХ веке. Так, в самом начале игры мяч пинали молодому, если он, выражаясь современным спортивным языком, брал мяч, его оставляли играть, а если пропускал, прогоняли и побивали. По воспоминаниям очевидцев, особенного азарта игра достигала, когда играли женатые против холостых. Вот какие описания этого действа приводит исследователь этого обряда А. И. Морозов: «Тут изо всех сил старается одна партия победить другую, кричат, поощряя или порицая друг друга, стараются повалить противника. Победившие кричат: “Кила!”» Вам это ничего не напоминает? Да, настоящий футбольный матч, только в патриархальной русской деревне. Тот же исследователь приводит в своей работе и воспоминания очевидцев: «Кто возьмет мяць, да вот и пнёт. Старались повыше пнуть, ну, штобы я, мол: “О, какой я сильный! Выше всех пинаю да борю остальных!”» Мастерская игра в мяч, безусловно, повышала авторитет зятя, про такого говорили: «О, как мяць пинаэт, зять хороший, сколь парень бойкий!» По наблюдениям исследователей, проиграть партию в мяч считалось большим унижением. Побежденных целый год высмеивают и дразнят «киловниками» (очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения). Наоборот, победители пользуются общим почетом и уважением.

Итак, что же получается? Был у нас на Руси и свой футбол, думается, при желании и правила выяснить можно, только называлась у нас эта игра «кила». Слово это по значению не из приятных, обозначало опухоль, шишку или даже грыжу. Однако это вполне соответствовало игровой традиции, когда позитивное название игры переходит к победителям, а негативное – к проигравшим.

У нас в Нижегородской области также сохранились следы этой традиции, правда, только в свадебных песнях, где также упоминается катящийся мяч.

Текст: Ольга Гальцева

Фото: Роман Бородин, Мария Медвидь



Поделиться: