16+
Журнал / ИЮЛЬ 2019

Кроссфитовец, фитоняшка и я - спортивная семья: Дмитрий Митрохин - о том, что ЗОЖ был с нами всегда

Принято считать, что в последние годы люди стали больше внимания уделять своему здоровью и спорту. ЗОЖ прочно засел в нашем сознании и уже никуда не уйдет. Но здоровый образ жизни был с нами всегда. В какие-то времена эта идеология становилась заметнее, когда-то уходила в тень, но мысли о здоровье и пользе спорта уже давно беспокоят человечество.

Впервые идеи о здоровом образе жизни были документально зафиксированы в медицинском трактате XIV века Theatrum sanitatis («Театр здоровья»). Конечно же, с тех далеких времен прогресс ушел очень далеко и представление о том, что такое здоровый образ жизни, изменилось. С другой стороны, основные условия сохранения здоровья, упомянутые в средневековой книге, актуальны и сейчас: еда и напитки в умеренных количествах, свежий воздух, чередование активности и отдыха, чередование сна и бодрствования, мыслительная деятельность. Все это вполне соответствует современным представлениям о ЗОЖ.

В Советском Союзе спорт культивировался на государственном уровне. Тогда пропаганда отдельных элементов привычных для нас идей здорового образа жизни была поставлена с размахом. В 1930 году в отчете Центрального Комитета перед XVI съездом ВКП(б) Иосиф Сталин заявил, что необходимо «вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов». И скрипучая машина бюрократии, как умела, старалась растить здоровых и жизнерадостных членов общества.

«Утренняя зарядка» по радио, спортивные игры в пионерских лагерях, турники во дворах, гантели в каждом доме, нормы ГТО. Все это было частью «выполнения заветов» и вписывалось в концепцию заботы о здоровье строителей коммунизма. В 1956 году Президиум ВЦСПС издал постановление об организации производственной гимнастики, и вся страна, не отходя от рабочих мест, начала заниматься зарядкой. Делалось все это в «добровольно-принудительном» порядке и у многих вызывало отторжение.

Но людей привлекали к занятию спортом не только «обязаловкой». В пропаганде, как говорится, все средства хороши. Встречались методы, которые сейчас активно используются и вообще считаются изобретением современного мира. Например, продакт-плейсмент. Неизвестно, как этот прием назывался в те времена, но известный всем обруч или хулахуп стал невероятно популярен в СССР после выхода в прокат фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Помните сцену с девочкой: «Здесь зрители аплодируют, аплодируют. Кончили аплодировать». Несколько секунд на экране, и все дети страны захотели научиться так же ловко крутить обруч.

В постсоветский период здоровый образ жизни перестал насаждаться «сверху». Хотя и нормы ГТО у нас пытались возродить, и борьба с курением ведется на государственном уровне, но главный двигатель прогресса идеологии здорового образа жизни сейчас — это, безусловно, личный пример лидеров общественного мнения, массово транслируемый в сети.

Внедрение идей оздоровления через занятие спортом не обошло стороной и телевидение. В середине 1980‑х в застойную жизнь граждан великой страны ворвалась «Ритмическая гимнастика». Следуя модным тенденциям из-за рубежа, где Джейн Фонда уже несколько лет зарабатывала миллионы на уроках аэробики, советское телевидение начало показ получасовых программ с «комплексом спортивных упражнений под динамичную музыку». Это был фурор! Молодежь начали повторять упражнения, разместившись на ковриках перед телевизорами, а пожилые люди завалили Останкино письмами с требованиями прекратить показывать «непристойные кривляния».

Здоровый образ жизни немного отошел на второй план только с начала 1990‑х, что вполне объяснимо. Большинство интересовалось вопросами выживания, а не здоровья. Но и тогда занятия спортом пользовались определенным спросом. В эти годы стало модным посещать «качалки» и секции боевых искусств. Именно мощный внешний вид и навыки обороны были особенно полезны в те времена. Но когда основные проблемы обеспечения граждан страны товарами первой необходимости были решены, жизнь стала безопаснее и общество немного отдохнуло от потрясений, начала возрождаться идея занятия спортом ради здоровья и красивого внешнего вида. И тут к его популяризации уже активно подключился мощнейший пропагандистский ресурс — социальные сети.

В постсоветский период здоровый образ жизни перестал насаждаться «сверху». Хотя и нормы ГТО у нас пытались возродить, и борьба с курением ведется на государственном уровне, но главный двигатель прогресса идеологии здорового образа жизни сейчас — это, безусловно, личный пример лидеров общественного мнения, массово транслируемый в сети.

Конечно же, существует и объемистая маркетинговая составляющая. Производители спортивной одежды и здорового питания, финтес-клубы, организаторы массовых забегов серьезно вкладываются в раскрутку всего, что приносит им прибыль. Собственно, они и закрутили очередной виток моды на ЗОЖ, но именно благодаря социальным сетям интерес к спорту, здоровому питанию и благоприятной окружающей среде принял такой масштаб, что многим кажется, что такого массового увлечения здоровым образом жизни не было никогда.

Текст: блогер Дмитрий Митрохин

Фото: предоставлены экспертом, министерством спорта Нижегородской области.

Поделиться: