16+
Журнал / ИЮЛЬ 2019

Марафон культурных событий, или Ценности сормовской жизни: Анна Гор - о программе «Культурный район»

Вскоре после того как Сормово и Автозавод были объявлены «Культурными районами — 2019», все стали задаваться вопросом, когда же наконец начнется «движуха»: праздники, концерты, разного типа культурные радости. Хотелось всего и побольше, сразу, быстро, чтобы соответствовало ожиданиям большого праздника.

Культура — это не просто праздник. В случае большой и напряженной работы им может оказаться только финальная часть творческого проекта. Сам проект — это выстраивание серьезного процесса, в котором, отталкиваясь от задачи, участвуют и создают смыслы многие люди. Проектирование в области культуры — навык, которым необходимо овладеть современному специалисту для того, чтобы из конкретных действий сложилась ясная стратегия, обеспечивающая движение вперед, качество, востребованность. Культурная работа боится рутины, но любит проекты — способ ее преодоления.

Именно поэтому в программе «Культурный район» как обязательная составляющая заложен грантовый конкурс, поддерживающий разнообразные культурные замыслы. Перед этим творческим соревнованием необходимо провести несколько обучающих семинаров, индивидуальных консультаций, выстроить систему партнерства и взаимодействия.

Вот пример только одной такой цепочки: в фондах Государственного ордена Почета музей А. М. Горького хранятся эскизы декораций к опере Тихона Хренникова «Мать», выполненные в 1957 году одним из братьев Мазановых — Виталием, большую часть жизни проработавшим в нашем, тогда еще Горьковском, театре оперы и балета имени А. С. Пушкина. Хорошие профессиональные работы, абсолютно в стиле эпохи — добротный реализм. Например, один из листов исключительно талантливо создает собирательный образ Сормова: с огромным собором, деревянными развалюхами, дымящимися трубами завода. Для того чтобы он был созвучен сегодняшнему дню, не хватает только, пожалуй, панельных девятиэтажек, ну и нескольких торговых центров, к сожалению, совершенно изменивших масштаб внушительных соборных куполов.

Феноменальные акустические свойства старого промышленного пространства, улыбающиеся лица крепких людей в спецовках, детали механизмов, на которые пришлось вставать, чтобы разглядеть лица артистов, – все это показало возможность органичного и даже романтического соединения искусства, истории, производственных будней. В год 170-летия знаменитого судостроительного завода такие сплетения со всей очевидностью говорят о том, что культура – это все, что создает человек, чем он себя окружает, то, вокруг каких ценностей строит свою жизнь. Вот, собственно, в этом и был смысл проекта, посвященного сормовскому культурному коду.

Свободная живописность, энергичное совмещение планов, цветовая цельность — все это делает эскиз самостоятельным произведением. Так вот, Государственный музей А. М. Горького показал свои экспонаты Нижегородскому государственному академическому театру оперы и балета имени А. С. Пушкина, и родилась идея оживить историю. Все это сразу обрело признаки художественного проекта, получившего название «День подлинника».

Сотрудники музея, захватив работы из коллекции, вместе с вокалистами приехали на Сормовский завод. Цех, где состоялся проект, поддержанный грантом администрации города, построен в конце ХХ века. Именно здесь, видимо, трудился Петр Заломов — прообраз Павла Власова из произведения Горького. В обеденный перерыв собралось около 60 рабочих, и солисты театра исполнили несколько партий, под высокими перекрытиями огромного цеха зазвучала пронзительная ария матери из почти забытой оперы, а также знаменитый репертуар Федора Шаляпина (лучшего друга Алексея Пешкова / Максима Горького в ту пору) — «Дубинушка» и «Вдоль по Питерской». Рассказ о музыкальной части проекта от Анны Дмитриевны Ермаковой, много лет руководившей Нижегородским академическим оперным театром, и воплощение истории Ниловны в сценических, кинематографических, изобразительных искусствах от Ларисы Юрьевны Моториной, возглавляющей Государственный музей А. М. Горького, связали все в единое действо.

Феноменальные акустические свойства старого промышленного пространства, улыбающиеся лица крепких людей в спецовках, детали механизмов, на которые пришлось вставать, чтобы разглядеть лица артистов, — все это показало возможность органичного и даже романтического соединения искусства, истории, производственных будней. В год 170‑летия знаменитого судостроительного завода такие сплетения со всей очевидностью говорят о том, что культура — это все, что создает человек, чем он себя окружает, то, вокруг каких ценностей строит свою жизнь. Вот, собственно, в этом и был смысл проекта, посвященного сормовскому культурному коду.

Текст: директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе Росизо Анна Гор

Фото: Роман Бородин

Эскизы декораций к опере Тихона Хренникова «Мать» — из фондов Государственного музея А. М. Горького.

Поделиться: