16+
Журнал / ИЮЛЬ 2019

Игры, которым мы научили: Галина Клочкова - о том, что значит урок физкультуры

Спорт в жизнь наших детей приходит по-разному. Кто-то с пеленок катается на специальном мяче или вместе с увлеченной мамой учится плавать раньше, чем ходить. Кто-то с неутомимым любопытством постигает компьютерные виды спорта, примеряя на себя роль то гонщика, то футболиста. Если родители — спортсмены, особенно по профессии, очевидно, что спорт как образ жизни в том или ином виде неизбежен. С самого раннего детства. Эти случаи редки, но фатальны, и школа, даже самая продвинутая в создании инфраструктуры спорта, к этому отношения, увы, не имеет!

История образования, я в первую очередь имею в виду отечественное, полна сомнений и страстей в решении вопроса о физическом совершенстве учащихся. В ней было все — азарт первых стартов ГТО, введение учебников и экзамены по теории физической культуры и спорта, а также разная экзотика — от шахмат до спортивных бальных танцев. Результат, как всегда, оказался непредсказуемым: переполненные залы дорогих спортивных клубов и заплеванные дворовые площадки — все это обжито выпускниками школ, нынешними и прошлыми. Даже, можно сказать, позапрошлыми, если иметь в виду выпуски прошлого столетия.

Какова же во всем этом многообразии поведенческих моделей роль современной школы? Вот вопрос, который сегодня нам бы нужно решить. Если рассуждать в логике раннего развития, то все, что родители хотели показать своим детям, в том числе и собственным примером, уже случилось до школы. А в школе оценки по физкультуре никогда не были главными, поэтому и относиться серьезно к этому предмету с подключением дорогостоящих репетиторов никто не пытается. Но дети есть дети! Они любят движение, они радуются любой возможности побегать, попрыгать, посоревноваться, наконец. И еще они очень любят играть. Особенно играть. Команда на команду, группа на группу, один на один.

И здесь логично предположить, что именно площадки, залы и уличные пространства должны обживаться школой как важные места для занятий. Не просто беготня по школьному двору, а расчерченные дорожки для бега на определенное количество метров, не только стоянки для велосипедов, а специальные дороги вокруг школы на безопасном расстоянии от автомагистрали, а также баскетбольные кольца, столы для тенниса, ямы с безопасным наполнителем для прыжков в длину.

Вспоминается в связи с этим один важный экономический урок из моего директорского опыта. Нам, начинающим директорам, в ходе замечательного обучающего семинара «Лидеры 21 века» было предложено посмотреть на учебный план как основу финансовой политики школы. Задание показалось трудным, но и запомнилось надолго. Мы увлеченно считали расходы на тот или иной учебный предмет. Учитывалось количество часов в неделю, квалификация учителей в зависимости от класса, важность науки в современном мире с точки зрения подготовки к высшему образованию и так далее. Но преподаватель не принимал у нас работу. Мы снова и снова исправляли ошибки, искали новые составляющие предмета, пока не догадались, что именно может обходиться школе дорого. Догадались? Правильно, на первом месте оказалась физкультура. Еще в лидерах были музыка и изобразительное искусство, но это скорее на любителей школ гуманитарного профиля.

Если мы правильно понимаем задачу средней школы, то навыки социальной коммуникации будут в числе основных. А тут вот что — физкультура! И «физическая», и «культура» — все в одном слове. Командный дух волейбола и пионербола, блестящие возможности общефизической подготовки для футбола и хоккея — вот что делает школьные уроки физкультуры главными!

Так вот о физкультуре. Нам предложили смоделировать и посчитать простейший зал и простейший школьный стадион, и мы, мечтая о большем, естественно, удивились, как это дорого! А если учесть постоянные пополнения спортивного инвентаря, то и непредсказуемо дорого.

Что такое школьная жизнь? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Но жизнь должна быть интересной, счастливой, насыщенной событиями. Спортивные события запоминаются надолго, это нам убедительно доказал чемпионат мира по футболу, отшумевший в нашем городе. Причем мы ведь не играли, мы болели. Вдохновенно, не зная правил и имен игроков, следовали традициям. «Кричалок», например, было выучено немало на разных языках. Спортивные футболки с логотипом украшают модные «луки» до сих пор. И еще мы научились быть дружными и веселыми.

Так и должно быть в хорошей школе в современном городе. Спортивные события, готовящиеся на школьных уроках, похожих больше на настоящие тренировки, определят будущее учеников. Даже если у них самих не было особых спортивных достижений. Они вырастут и захотят так же объединить соседей на футбольное первенство или собрать детей на эстафету, на поле, за дачными участками.

Мы думаем, что раньше — программу по физкультуре изменить или стадионы новые построить? А должны как можно быстрее обустраивать и ни в коем случае не застраивать пустыри возле школ и рядом с микрорайонами. Спортивных игр огромное количество, и других причин для создания экономичных и экологичных проектов не надо.

Физкультура, конечно, не станет основным предметом, но любимым — точно. А разве этого мало?

Текст: директор частной школы имени М. В. Ломоносова, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Галина Клочкова

Фото: предоставлены экспертом.

Поделиться: