16+
Журнал / ИЮЛЬ 2019

Спорт как социальный бизнес: Павел Солодкий - о перспективах спортивного рынка

Даже в условиях экономического кризиса российский рынок спортивных услуг стабильно развивается, показывая рост на 8% в год. Интерес к бизнесу на спорте повышается, особенно среди региональных инвесторов. Тем более что порог для входа на спортивный рынок никогда не был таким низким: растет вовлечение аудитории, появляются новые виды спорта. За последние 10 лет процент россиян, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, вырос с 13 до 36%. По уровню приверженности населения здоровому образу жизни Нижегородская область занимает 21-е место из 85 регионов в «РИА Рейтинге».

Спортивный бизнес многогранен — это и спорт высших достижений, и производство инвентаря, экипировки, специального питания, и массовый спорт. В регулярные занятия спортом в России вовлечены около 50 миллионов человек. Повышение числа россиян, ответственно относящихся к своему здоровью, является ключевой целью проекта правительства РФ «Формирование здорового образа жизни». К концу 2019 года доля систематически занимающихся спортом жителей должна увеличиться до 38% в среднем по стране. Поэтому неудивительно, что большинство рынков стали особенно восприимчивы к спорту. По данным проведенного компанией «БелБизнес-Консалтинг» исследования, в 2018 году объем оказанных платных услуг населению в области физической культуры и спорта в России увеличился на 20%. При этом одной из существенных тенденций является сближение спортивной индустрии и индустрии развлечений: оба сектора стремятся отвечать на вызовы цифровых технологий, изменяющих и формирующих новые способы проведения досуга.

Уверен, что спорт при грамотном подходе может стать одной из точек роста бизнеса в регионе. Мы уже сейчас видим хорошие примеры коллаборации профессионального спорта, инфраструктуры, массовых развлечений и физкультуры на примере использования стадиона «Нижний Новгород». Проведение матчей мирового уровня, организация работы фан-зон, открытие площадки «Спорт Порт» — успешные проекты, которые реализовало правительство региона. Надеюсь, что со временем в эту деятельность вольются и предприниматели, тем более что такой бизнес, как создание площадок для занятий массовыми видами спорта и физкультурой, — это социальный бизнес, а государство декларирует его всестороннюю поддержку.

Уже сейчас, судя по заявкам предпринимателей на региональном инвестиционном совете, массовый спорт интересен бизнесу. К примеру, на последней встрече представителей бизнес-сообщества с главой Нижнего Новгорода предприниматель выразил желание стать инвестором строительства площадки для вейкборда и других водных видов спорта на Мещерском озере. При этом он готов также взять на себя уборку городского пляжа и акватории всего озера.

Такие проекты спортивного бизнеса лично меня радуют больше, чем широко распространенные схемы, когда госкорпорации вкладываются в профессиональные спортивные клубы. И если для спонсорства спортклубов и федераций у нас в федеральном законодательстве предусмотрены существенные налоговые послабления, то считаю, что было бы справедливым разработать определенный пакет льгот для предпринимателей, которые готовы вкладываться в массовый спорт.

Уверен, что спорт при грамотном подходе может стать одной из точек роста бизнеса в регионе. Мы уже сейчас видим хорошие примеры коллаборации профессионального спорта, инфраструктуры, массовых развлечений и физкультуры на примере использования стадиона «Нижний Новгород». Проведение матчей мирового уровня, организация работы фан-зон, открытие площадки «Спорт Порт» — успешные проекты, которые реализовало правительство региона.

У нас, к сожалению, несмотря на то что ситуация в целом улучшается, для людей с низким и даже средним достатком профессиональные секции остаются недоступными. Поэтому важно, чтобы в области развивались те виды спорта, которыми можно заниматься в парках, скверах, на набережных, без серьезных вложений в экипировку со стороны участников.

Именно такую физическую активность пропагандирует сеть комфорт-фитнес-клубов Gold’s Fitness в рамках своего ежегодного бесплатного фестиваля Fitness Fiesta. Вот пример того, как адаптируется под запросы общества фитнес-индустрия. Если 15–17 лет тому назад, когда в Нижнем Новгороде только появлялись первые фитнес-клубы, это был сегмент премиум-класса, то сегодня это массовое явление. Конкуренция высока, и нужно грамотно строить бизнес, постоянно расширяя ассортимент услуг, сохраняя при этом качество и доступный широким слоям населения уровень цен.

Интересно, что согласно исследованиям глобальной компании-измерителя Nielsen, в ближайшие годы на развитие спортивной индустрии все большее влияние будет оказывать именно социальная составляющая проектов. Согласно исследованию, 66% людей в мире готовы платить больше за бренды, которые пропагандируют бережное отношение к окружающей среде и здоровый образ жизни, решают социальные проблемы. Причем в тренде социальной ответственности может быть спортивный бизнес абсолютно всех уровней. К примеру, ФК «Спартак» вместе с международной фармацевтической компанией Takeda запустили программу по предотвращению инсультов, а один из болельщиков этого клуба, перенесший инсульт, участвовал в открытии матча.

Считаю, что именно на развитие спортивного бизнеса социальной направленности стоит делать ставку Нижегородской области. Такие проекты дадут суммарный эффект как с точки зрения инвестиционной привлекательности региона, так и с точки зрения повышения уровня жизни населения.

Текст: уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий

Фото: Андрей Скворцов, Андрей Абрамов.

Поделиться: