16+
Журнал / ИЮНЬ 2013

Образовательный маршрут

Заместитель министра образования Нижегородской области Илья Коршунов об особенностях приемной кампании в учебные заведения — 2013.

Июнь – самая жаркая пора для выпускников школ и их родителей. Чтобы получить «путевку в жизнь», нужно выдержать главное испытание – успешно сдать Единый государственный экзамен и принять одно из самых важных решений – выбрать учебное заведение. В преддверии выпускных и вступительных экзаменов заместитель министра образования Нижегородской области Илья Коршунов рассказал журналу «Столица Нижний» об особенностях приемной кампании – 2013, а также дал рекомендации, по каким критериям нужно выбирать учебное заведение и профессию, чтобы в будущем стать успешным человеком.
Илья Алексеевич, чем приемная кампания 2013 года будет отличаться от приемной кампании 2012 года?

На правила приема в образовательные учреждения повлияет новый закон «Об образовании». Среднее профессиональное образование станет доступнее: прием будет осуществляться на основе конкурса аттестатов. Дополнительные испытания сохранятся лишь на творческих специальностях. Такой подход позволит получить профессию молодым людям, которые по каким-то причинам боятся или не желают сдавать ЕГЭ. Кроме того, в будущем молодые специалисты смогут продолжить обучение в вузе по тому же профилю подготовки, опять же не подтверждая свои знания ЕГЭ.

Уходит в прошлое программа начального профессионального образования, теперь она будет называться «подготовка рабочих кадров» и будет включена в программу среднего профессионального образования.

Какие изменения привнесет закон «Об образовании» в систему высшего образования?

Данный закон во многом вобрал в себя то, что уже так или иначе действовало в иных подзаконных актах. Вместо пятилетнего специалитета во многих вузах уже введена двухуровневая система подготовки — бакалавриат и магистратура. Аспирантура станет третьим уровнем этой системы. По некоторым программам подготовки сохранен специалитет, в большинстве случаев — это технические специальности, связанные с военным применением.

Будет ли продолжаться реструктуризация вузов?

Могу сказать с уверенностью, что в ближайшие годы ни один из нижегородских вузов подвергнут реструктуризации не будет. Там, где такая реструктуризация уже прошла, никто из обучающихся не пострадал. Студенты, обучавшиеся по заочной форме, продолжили учебу в головном вузе по той же форме. По этому вопросу в Нижегородской области конфликтных ситуаций не возникало.

В результате проведенного мониторинга три образовательных учреждения Нижнего Новгорода отнесены к лучшему, первому списку. Сегодня окончательно определено, что ряд отдельных несоответствий уровню эффективности, заложенному в мониторинге, связан со спецификой деятельности образовательных учреждений. Так было, например, с Волжской государственной академией водного транспорта. Суда для нее являются площадями для прохождения практики, а условия предыдущего мониторинга не предусматривали включение этих площадей в состав территорий, используемых в образовательном процессе, — отсюда признаки неэффективности. В новых критериях эффективности, которые сейчас обсуждаются, такие вещи будут учтены, и мы надеемся, что все наши вузы в итоге будут признаны эффективными. Данный мониторинг должны будут пройти и негосударственные высшие учебные заведения, чтобы обеспечить одинаковый уровень качества образовательных услуг в государственных и негосударственных вузах.

Сократится ли количество бюджетных мест в вузах?

Не сократится. Количество бюджетных мест привязано к образовательному учреждению; оно устанавливается государством. Отмечу, что в этом году поступить в вуз будет немного легче. Это связано с демографической ситуацией — количество выпускников в этом году меньше, чем в прошлом, поэтому и «конкурсная» ситуация будет благоприятнее.

Какими критериями, на ваш взгляд, нужно руководствоваться при выборе профессии, чтобы в будущем быть успешным человеком и востребованным специалистом?

Для успеха образовательный маршрут должен быть сложным. Сегодня недостаточно просто получить специальность, нужно еще и уметь применять свои знания. Как показывают наблюдения и социологические исследования, большего успеха добиваются люди, у которых помимо высшего образования есть еще и среднее профессиональное. Такой подход к карьере особенно актуален в технических специальностях. Шансы занять ведущую должность на предприятии выше у кандидата с рабочим опытом.

Если молодой человек желает идти по научной стезе, то образовательный маршрут желательно начать еще в школьном возрасте. Для этого существуют научные группы и исследовательские лаборатории. К примеру, нижегородские школьники могут поучаствовать в конкурсе научных проектов центра STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Этот центр существует при поддержке корпорации Intel, и при нем создаются научные проектные лаборатории для старшеклассников.

Как сегодня в Нижегородской области решается вопрос профессиональной ориентации выпускников?

Важно, что сегодня министерство образования Нижегородской области среднее профессиональное образование привязывает к инвестору, который работает на той или иной территории. В каждом районе у нас действует программа развития производительных сил. Ребята еще со школьной скамьи могут познакомиться с производством, а потом получить профессию и пойти работать на предприятие. Такое подход очень эффективен, так как выпускник образовательного учреждения имеет возможность работать и зарабатывать реальные деньги. В дальнейшем он может получить и высшее образование, в том числе за счет работодателя, и претендовать уже на «топовые» должности. Таким образом, мы стараемся, чтобы ребята получали среднее профессиональное образование как залог стабильного развития района.

Кроме того, существует целая система центров дополнительного профессионального образования, которые реализуют программы по профессиональной ориентации. Одним из них является Поволжский центр аэрокосмического образования, где сегодня реализуется образовательный проект по робототехнике: ребята могут собрать своего робота и написать для него программу. Возможно, данный опыт поможет им определиться с будущей профессией.

Хорошо разработана в нашей области и система профессионального тестирования, которое может пройти каждый выпускник школы на базе государственной службы занятости или вуза.

На какие специальности вы порекомендовали бы поступать выпускникам нижегородских школ?

Мой совет — технические специальности. Однако важно не просто выбрать привлекательную специальность, но и обратить внимание на те предприятия, которые будут развиваться в вашем районе, подумать, кем бы вы могли там работать.

На что нужно обратить внимание, выбирая учебное заведение?

Сегодня большое значение имеют международные рейтинги, и наши вузы соревнуются за попадание в эти «элитные» списки. Лично я посоветовал бы выпускникам и их родителям прежде всего познакомиться с преподавателями учебного заведения, узнать, чем педагоги занимаются за рамками учебной деятельности, ведут ли научно-исследовательскую работу, являются ли собственниками бизнеса, в каких учебных заведениях преподают по совместительству. Именно преподавательский состав делает учебное заведение сильным.

Беседовала Полина Троянова

Фото: Роман Бородин
 

Поделиться: