16+
Журнал / ИЮНЬ 2013

Виктор Шрайман

Творческая биография Виктора Шраймана поистине уникальна. Актер, режиссер, театральный критик, член жюри множества театральных фестивалей, писатель, ведущий специалист в области театра кукол – вся его жизнь связана с театральным искусством в самых разных его проявлениях. Менее года назад Виктор Львович занял должность главного режиссера Нижегородского ТЮЗа.

С ранних лет я мечтал о театре, хотя мои родители были далеки от искусства: папа — научный работник, мама — медицинский. В детстве я клеил носы, а мама делала мне парики, шила из папиной одежды костюмы. Еще мальчишкой я начал играть в театре, поэтому вопрос о выборе профессии передо мной никогда не стоял.

Легендарные люди и счастливые студенческие годы

Я рискнул и поехал поступать в лучший, на мой взгляд, Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Мне посчастливилось учиться еще в то время, когда были живы легендарные мастера театра и кино: Аркадий Райкин, Василий Меркурьев, Ирина Мейерхольд, Иван Эдмундович Кох.

Театр с нуля

Я говорил мастерам, что готов ехать куда угодно, чтобы попробовать создать театр с нуля. И тут на кафедре раздался звонок — искали сумасшедшего, который согласится поехать на Урал и организовать там театр. Я только окончил курс и, честно признаться, даже не знал, где находится город, куда мне предстояло отправиться. В Магнитогорске мы с товарищами создали театр куклы и актера «Буратино», и уже через несколько лет он стал известен не только в СССР, но и за рубежом.

Сцена из спектакля «Визит»

Режиссер широкого профиля

В институте я получил специальность «режиссура драматического театра», специализация — театр кукол. Педагоги развивали в нас широкий кругозор, поэтому за свою жизнь я работал главным режиссером и в драматических, и в кукольных театрах, и даже в театре оперы и балета, хотя у меня нет музыкального образования. Помню, когда ставил оперу «Пиковая дама», я выучил клавир Чайковского наизусть.

Приглашение в Нижегородский ТЮЗ

Несколько лет назад мне позвонил мой друг, директор ТЮЗа Александр Гарьянов, и пригласил провести мастер-класс в рамках фестиваля «Колесо». Когда я приехал в Нижний Новгород, мы договорились, что я поставлю спектакль для ТЮЗа. Так появился «Ужин дураков». Наконец, он предложил мне стать главным режиссером театра.

Свободный художник

В последние годы я публично отказывался оставаться на постоянном месте работы в театрах, так как устал от вечного недофинансирования и борьбы с чиновниками. Я стал свободным художником, ставил спектакли в разных городах, проводил мастер-классы, участвовал в качестве члена жюри на фестивалях. Однако мне так понравилась атмосфера в Нижегородском ТЮЗе, что, несмотря на все предубеждения, я решил остаться.

Сцена из спектакля «Ужин дураков»

ТЮЗу все возрасты покорны

Вопрос по возрастному адресу спектакля достаточно болезненный. Продвинутые российские театры юного зрителя давно вышли из привычного советского формата. Я много бывал за рубежом, и там нет такого понятия, как ТЮЗ. Я убежден, что театр юного зрителя должен оставаться театром для детей и молодежи, но хотя бы один спектакль для взрослых должен быть в сезоне. На них растет труппа, да и зрителям в городе они интересны.

О понятии «провинция»

Провинция — понятие не географическое. В Москве немало провинциальных постановок, но при этом сколько прекрасных спектаклей ставится на периферии! Недавно я работал в составе жюри на «Золотой маске» и смог увидеть срез российских театров. Я очень рад, что мы присудили главную премию страны ярославскому театру, и главную номинации в премии «Лучший артист» — актеру этого театра Виктору Кинченко. Лучшим режиссером стал режиссер из Новосибирска.

Формула идеального спектакля

Всегда и во все времена должна быть тема, способная опалить режиссера. Внутри должно появиться ощущение, что вы не можете молчать. Когда вы находите этой теме адекватную форму и художественные средства, спектакль начинает говорить со зрителем на одном языке.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин
 

Поделиться: