16+
Журнал / ИЮНЬ 2013

Выставка особого назначения

Каждая эпоха рождает свои способы репрезентации.

До начала XIX века, пока искусство не имело автономности, а являлось церковным, дворцовым или прикладным, оно полностью «прикладывалось»к тому пространству, для которого создавалось. И если произведение отделялось от предназначенного ему места, за этим почти всегда стояли драмы истории. Таковы судьбы Пергамского или Гентского алтаря, «Сикстинской мадонны», да и почти всех произведений, которые мы называем классическими.

В преддверии ХХ века, в эпоху короткого, но яркого всплеска всемирных выставок, представлявших достижения мирового прогресса, возникла плодотворная мысль — демонстрировать не только изобретения и технику, но и искусство. По принципу павильонов, показывавших высшие проявления национальных инноваций, были устроены международные «смотрины» в Венеции. Считалось, что наличие современного искусства привлечет в город древностей новую туристическую публику. Прогноз оправдался, а саму интернациональную выставку решили делать раз в два года, приспособив для обозначения периодичности составленное из латинских корней словечко биеннале (лат. bis — дважды + annus — год).

Биеннале современного искусства в Венеции. Венецианский Арсенал.

До Второй мировой никто этот опыт не повторял, зато последняя четверть ХХ века способствовала появлению множества подобных художественных смотров. Это связано с рядом причин: во‑первых, искусство становилось все более международным, а общий контекст лучше просматривается, когда его собирают в одном месте. Во‑вторых, выросла потребность в рейтингах — ее диктует как художественный рынок, так и задача «упаковки» искусства в историю искусства. И, наконец, третья причина — развитие экономики впечатлений, поиск мировой публикой сильных и объемных ощущений от искусства в одном месте, совмещенный с другими туристическими радостями. Одна за другой стали возникать биеннале: в Сан-Паулу, Сиднее, Стамбуле, Флоренции… Периодичность стала меняться — так, главной международной выставкой художественное сообщество признало Документу в немецком Касселе, которая проводится раз в пять лет, но зато показывает реальные тренды — ведь раз в два года сильные изменения не происходят. Скульптурный смотр в Мюнстере вообще проходит раз в десять лет, но важно, что благодаря этому город постепенно наполняется искусством — современными объектами из долговечных материалов.

Каждая биеннале (триеннале, квадриеннале…) находит свой собственный язык общения с публикой, свою тему, организационный алгоритм. Так, в Стамбуле и Берлине приветствуют социальную тематику, в Венеции по-прежнему соревнуются страны, радикальная Манифеста циркулирует по городам Европы, кстати, в 2014 году собирается приземлиться в Санкт-Петербурге. Уже десять лет истории Московской биеннале — в этом году случится пятая. Это важный для России шанс попасть в общее европейское пространство — в данном случае через современное искусство.

Начало июня (в этом году — конец мая) раз в два года знаменуется массовым съездом специалистов contemporary art в Венеции, где открывается Биеннале. Это место встреч и обсуждений, которые решают судьбы искусства. В Нижнем Новгороде биеннале нет. Пока?

Инсталляция испанского художника Даниеля Каногара на экспозиции 4-й Московской биеннале современного искусства.

Поделиться: