16+
Журнал / ИЮНЬ 2017

Город строится

Миллионный Нижний Новгород с его историей, рельефом, слиянием рек, высокими и низинными берегами, конечно, растет и строится по-своему уникально, учитывая при этом опыт других городов. Осваивая перспективные земли, возводя современные микрорайоны, он благоустраивается, готовится к большим событиям, совершенствует свою инфраструктуру. Перед городом стоит множество задач, и он их решает.

У Нижнего Новгорода своя архитектурная, градостроительная судьба. Он строился вокруг кремля, рос концентрическими волнами. Так складывался исторический центр. Перенос Макарьевской ярмарки, произошедший 200 лет назад, оказал сильное влияние на облик города и развитие его инфраструктуры, сферы услуг. Он становился гостеприимным, ведь ежегодно сюда приезжали 100 тысяч человек, а то и более — гораздо больше, чем само городское население. Большим толчком стало и проведение в 1896 году Всероссийской промышленной и художественной выставки.

В ХХ веке город активно рос благодаря запуску крупных промышленных предприятий, в том числе оборонных. Многокилометровые берега рек Оки и Волги становились заводскими территориями, промышленными и складскими зонами. Город поглощал ближайшие деревни, масштабно и быстро строил жилые массивы.

Вместе с тем в середине 1960‑х годов в Горьковском инженерно-строительном институте, нынешнем ННГАСУ, началась подготовка архитекторов. В прошлом году нижегородская архитектурная школа отметила полувековой юбилей. За это время ее выпускниками стала целая плеяда мастеров. 1990‑е навсегда остались в истории как эпоха расцвета нижегородской архитектуры, и связывают его прежде всего с Александром Харитоновым, который был главным архитектором города с 1993 по 1998 год.

Новая архитектура 2000‑х также стала заметным явлением на российском и мировом уровне. Творения нижегородских архитекторов — здания банков, торгово‑развлекательных и бизнес-центров, объекты социальной инфраструктуры, жилые дома и целые микрорайоны — получали и получают высокое признание на международных профессиональных конкурсах.

Город получил долгожданный метромост через Оку, а с ним и первую станцию метрополитена в нагорной части города, а сейчас в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу идет строительство уже 15‑й станции третьей в стране (по числу станций) подземки. Через Волгу протянулась канатная дорога, связавшая областной центр с Бором и ставшая, пожалуй, самым экзотичным видом транспорта и местом притяжения туристов.

Внимание властей и городских жителей обратилось к берегам рек — многолетняя история «синего забора» на Нижневолжской набережной стала толчком к началу обсуждения глобальных вопросов благоустройства береговых территорий, доступности рек для горожан.

Строительство и ремонт мостов и транспортных магистралей, возведение социально значимых объектов, создание комфортной среды для жителей, освоение городских лакун и перспективных территорий — сейчас как никогда Нижний Новгород строится.

Текст: Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: