16+
Журнал / ИЮНЬ 2017

Первые среди лучших

Нижегородская область является одним из наиболее развитых научно-образовательных центров России. Здесь располагаются Федеральный ядерный центр, национальный исследовательский университет имени Н. И. Лобачевского, федеральный опорный вуз — НГТУ имени Р.  Е. Алексеева, а также три института Академии наук. Директор одного из них — Института прикладной физики — в мае 2017 года выдвинут на пост президента РАН.

В 1931 году в Горький вместе с группой талантливых молодых исследователей, каждый из которых внес значительный вклад в науку, приехал академик Александр Александрович Андронов. Он был не только крупным ученым, ставшим родоначальником современной теории колебаний и основателем знаменитой нижегородской школы радиофизики, но и выдающимся организатором. Создание крупных научно-образовательных центров в провинции Андронов считал важнейшей государственной задачей. Движимый этой идеей ученый покинул Москву и до конца своей жизни трудился в стенах Горьковского государственного университета.

Андронов оказал сильнейшее влияние на формирование в регионе самобытной научной школы, которая дала России и миру множество громких имен. Со временем она укрепилась традициями и научно-технической базой, которые позволяют вести исследования на высоком уровне. Вслед за Андроновым многие современные академики считают, что заниматься наукой в столицах, где для поддержания заметно более высокого стандарта жизни требуются большие ресурсы, невыгодно. Кроме того, для умного молодого человека там слишком много других финансово привлекательных занятий. А вот в Новосибирске, Томске, Нижнем Новгороде кадровый вопрос в научной отрасли практически не стоит.

Колыбелью всех нижегородских академических институтов стал университет имени Лобачевского. Степень интеграции науки и образования, которая сложилась в регионе исторически и осознанно поддерживается в настоящее время, является образцом на всероссийском уровне. Этот уникальный синтез призван обеспечить условия для перехода от сырьевой экономики к экономике знаний, в которой российские граждане будут гордо именоваться «агентами инноваций».

Школьное образование играет в этом процесс ключевую роль. То, чему учат детей в школе и еще раньше в процессе дошкольного образования, через 20–25 лет реализуется в социальной практике. Опираясь на это понимание, в России уже в течение нескольких лет идет реформа педагогического образования, которая формулирует задачу современного учителя так — научить учиться себя и других, учиться самому и не мешать учиться другим. Лидеры изменений находятся в Нижнем Новгороде. Это Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, с опережением реализующий программу модернизации, и международная школа имени М. В. Ломоносова, которая в течение многих лет успешно внедряет передовые методики школьного образования на практике и является одним из немногих образовательных учреждений страны, освоивших два уровня международной авторизации.

Текст: Александр Поздняков

Фото: предоставлены отделом по связям с общественностью и СМИ ННГУ имени Н. И. Лобачевского.

Поделиться: