16+
Журнал / ИЮНЬ 2017

Детский театр «ПИАНО»

Более 30 лет на базе Нижегородской школы-интерната для глухих детей существует театр «Пиано». Его актеры не могут слушать и говорить, но их постановки заставляют плакать и смеяться людей самых разных возрастов по всему миру. Усилиями руководителя театра заслуженного работника культуры РФ Владимира Чикишева этот театр не просто живет, а становится центром творчества и взаимопомощи для всего города. Так много сегодня говорится об инновационных технопарках и бизнес-инкубаторах, а этот уникальный детский театр стал ресурсным центром добра и человечности.

Владимир Чикишев, директор МКОУ «Школа-интернат для глухих детей», художественный руководитель и режиссер театра «Пиано»

Нижегородская школа-интернат для глухих детей существует уже более 50 лет, театр «Пиано» на ее базе – 30. Владимир Николаевич, чем стал за эти годы театр для школы?

Тем, что мы называем «эффективной социализацией», когда ребенок чувствует себя органичной, важной частью общества. Интернат исторически – это закрытое учреждение, и если наша задача – вырастить счастливых детей, которые смогут повести за собой других, то нужно максимум делать для того, чтобы интернат стал открытым – и не просто открытым, а интересным, ярким, привлекательным.

Наши дети не слышат музыку. Однако они танцуют в непрерывном потоке, импровизируют свободно, не задумываясь, так, что зрители забывают, что перед ними глухие дети. Все это технология – мы знаем, как это делать. Театр и все, что связано с ним, позволяет забыть, что здесь живут и учатся дети с ограниченными возможностями. Здесь нет места жалости, здесь есть уважение и восхищение.

И, конечно, театр стал для школы источником преобразований такого масштаба, что иначе как чудом я не могу их назвать. 15 июня 2014 года мы начали масштабную реконструкцию и ровно через два с половиной месяца, 28 августа, закончили ее. 1 сентября 2014 года школа открылась совершенно обновленной. Настолько, что учитель физики проехал мимо – он просто не узнал здание. Это стало возможно благодаря помощи и участию многих и многих строительных компаний города. И прежде всего главе города Олегу Сорокину, вложившему собственные средства в реконструкцию школы. Олег Валентинович пригласил к участию в проекте реконструкции своих друзей, партнеров по бизнесу, крупных застройщиков города.

Наш проект, в котором детский театр становится энергетическим центром интерната, мы назвали «Школа-Театр-Дом». Понимаете, дети живут здесь пять дней в неделю. Еще до нового года они жили здесь шесть дней. Для них это дом, конечно. Крайне важно создать здесь условия, чтобы им было здесь комфортно и интересно, чтобы они полноценно развивались, чтобы и образовательные, и творческие дисциплины были в органичном сочетании. Поэтому для этого мы многое сделали: мы построили спортивный комплекс, игровые площадки, развивающие пространства… У нас есть игровой класс «Наутилус», есть два театральных зала, в которых проходит очень много событий. Мы буквально раскрасили школу-интернат яркими красками – пусть ребята не слышат, но глаза у них очень восприимчивые и внимательные, и они вполне могут увидеть музыку видимую, зримую, поэтому крайне важно, чтобы пространство, в котором они живут, было красивым, эстетически выверенным, и уже в этой эстетике заложены камертоны, крайне важные для роста человека.

Вы всегда мыслили театр и школу вместе с ним городским культурным центром…

Древние греки считали театр лекарством для города. Исконная миссия театра – делать город добрее, чувствительнее. Все, кто нас знает, все, кто сюда приезжает, уезжают от нас уже с совершенно особым ощущением – с особым пониманием жизни и осмыслением своих возможностей. Вот вам еще одно чудо: коррекционный интернат, дети, которые здесь учатся, помогают городу. Они не только требуют внимания к себе, они не только ждут помощи – они сами активны. Наши артисты выступают по всему миру, отовсюду к нам приезжают за опытом, мы проводим конференции и фестивали искусств, собирающие вместе политиков, ученых, педагогов, школьников, студентов… За последние несколько лет школа стала полноценным международным волонтерским центром и местом прохождения практики студентов нижегородских вузов.

 

Кто ваши волонтеры?

Студенты НижГМА, Академии МВД, ННГУ имени Н. И. Лобачевского, НГПУ имени Козьмы Минина, НГЛУ имени Н. А. Добролюбова, Нижегородского театрального училища… Кто-то проходит у нас практику, кто-то просто помогает. К нам приходят сами – все это горизонтальные человеческие связи. Мы просто делаем так, что им здесь становится интересно. Мы подтягиваем добрых, инициативных людей, понимающих, что такое счастье.

Да, театр и школа вместе с ним становятся городским культурным центром. Но сложностей на нашем пути много. Скажу откровенно: я люблю театр. Для меня это мой ребенок. Я посвятил ему четверть века. В нем и только в нем я вижу развитие школы-интерната, ее жизнь. Но мы – образовательное учреждение. И вот здесь ключевая проблема. Мы работаем нестандартно, мы многое вмещаем в себя, поэтому и подход к нам должен быть нестандартным. Вопрос о статусе детского театра в школе-интернате для глухих детей остается открытым, а с ним и перспективы развития для всех наших воспитанников.

Моя мечта – часть детей направить в театр, часть – в гончарную мастерскую, часть – в художественное творчество, часть – в спорт, часть – в компьютерные технологии. И это можно было бы сделать, если бы и там, и там, и там был отдельный педагог. Но их нет. Есть великолепные площадки, в них вложены большие деньги, и они работают, но за счет волонтеров, которые постоянно проводят мастер-классы. Все дополнительное образование в школе-интернате, а показатели у него очень хорошие, существует за счет добрых дел. В этом нет никакой стабильности.

Образовательные программы никогда, ни при каких обстоятельствах не будут страдать из-за наличия театра или какой-то другой культурно-досуговой составляющей или активного допобразования. Наоборот. Игра, творчество, общение, увлечение, воображение…Вы только вдумайтесь, мы все из допобразования!

Да, у нас есть ведущие актеры – их немного. Это поистине золотой запас. Но при этом каждый наш воспитанник охвачен театром. Когда мы проводим в своих стенах очередной фестиваль для всего города, задействованы все. У нас есть лидеры, капитаны – это 10–12 самых активных ребят, которые ведут за собой остальных.

Ваши воспитанники растут. Они завершают обучение, а что дальше?

Сейчас в школе-интернате живут и учатся 68 ребят. Это очень разные дети, у них разное здоровье и разные возможности. Кого-то ждут специализированные колледжи – их несколько по стране, но для этого надо уехать из города. Но никто и никогда из наших выпускников не поступал в университет. У нас нет такой статистики. И вот в этом году мы заключили с ННГУ имени Н. И. Лобачевского соглашение о том, что наши дети смогут поступать в университет на бюджетные места, проходя через ступеньку университетского колледжа, поскольку в нашей школе дается общее, а не среднее образование. Понимаете, что это значит? Открылось окно, появилась возможность, перспектива. Далеко не каждый наш воспитанник сможет этим воспользоваться сейчас, но мы сможем с первого класса целенаправленно готовить детей к подобному поступлению.

Театр, а вслед за ним наши мастерские, наши развивающие технологии – это тоже перспектива. Поэтому так легко и так сложно определить статус театра, а с ним и школы-интерната. Образовательное учреждение, совмещенное со школой искусств и ремесел, инклюзивный центр, где будут заниматься и глухие, и слышащие дети, ресурсный центр, где можно было бы обучать педагогов игровым, арт-технологиям, базовая площадка для вузов города… В принципе все это есть и сейчас.

Театр – это условное искусство. Это вымысел, но он работает, он переворачивает реальное пространство, преобразует его. Мы стремительно движемся, у нас бездна планов: современные кабинеты слуха и речи, классы по новым стандартам, детские спаленки (чтобы «как дома» и лучше!), класс кулинарии «Алиса», он же детское кафе, зал лечебной физкультуры… И все это сделал и делает для школы театр.

Кстати, экономически для города это почти ничего не стоит. Если бы театр продавал билеты и пытался на эти деньги развивать школу, сколько бы столетий нам понадобилось?.. Но театр каким-то образом, не продавая билеты, умудрился, по сути, построить эту школу заново. Громадные ресурсы за пять лет – более 55 миллионов привлеченных рублей. Это кажется магией, но за этим громадная работа команды педагогов и актеров театра «Пиано», друзей театра, волонтеров, благотворителей, жителей нашего замечательного города!

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: