16+
Журнал / ИЮНЬ 2019

Анна Гор: «Премия “Инновация” — это как срез годовых колец у дерева»

Этим летом в Нижнем Новгороде высадится масштабный культурный десант — в городе пройдет финал государственной премии в области современного искусства «Инновация» — впервые за 14 лет истории этого всероссийского проекта он выходит за пределы столицы. О том, как это стало возможным, и о том, что это значит для нашего города, мы говорили с Анной Гор, директором Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО.

Анна Марковна, в этом году проходит уже 14-я государственная премия в области современного искусства «Инновация» и впервые — за пределами столицы.

Да, это так. Чтобы это было возможно, нужно было пройти большой путь. Идея ее создания принадлежит Михаилу Борисовичу Миндлину, и многие люди, имеющие прямое или косвенное отношение к Государственному центру современного искусства, были причастны к ее реализации.

Премия была придумала как необходимый инструмент рейтингования явлений современного искусства. Дело в том, что современный художественный процесс довольно сложно устроен, он невозможен без наличия множественных механизмов. Такими механизмами являются и сфера художественного образования, и галереи, и крупные выставки, и музейные закупки, и многое другое. Художественные премии, конечно, тоже инструмент рейтинга, потому что уважаемые, опытные эксперты выбирают лучших, а затем за человеком закрепляется, что он — лауреат премии Тернера, например. Это вопрос личной творческой судьбы и вопрос художественного рынка, потому что сразу повышается цена на работу художника. Но кроме того, это объясняет тренды, направление развития художественного процесса.

Премия менялась за эти годы?

Менялись номинации, члены жюри и члены экспертного совета, например первые четыре года жизни «Инновации» я входила в состав жюри. Концептуально же в премии не менялось ничего. За эти годы менялась только само искусство.

И самое заметное изменение в том, что с 2005 года современное искусство стало активно развиваться в российских регионах. Оно и раньше развивалось, только ярких событий было не разглядеть, а сейчас уже совершенно понятно, что в стране есть целый ряд центров и эти центры успешно порождают и новые генерации художников, и новые явления в искусстве, и институции, и кластеры и так далее. И если рисовать карту современного российского искусства, то на ней будут и Красноярск, и Краснодар, и Калининград, и Владивосток, и Архангельск, и Ростов-на-Дону.

Премия «Инновация» традиционно считается самой независимой и самой уважаемой премией. Всего же в стране три общероссийские премии в области современного искусства. Премия Кандинского — это частная премия, которую делает международный культурный фонд Breus Foundation Шалвы Бреуса. Эта премия уважаемая, серьезная, но ее главное отличие, не позволяющее конкурировать с «Инновацией», — в ней художники номинируют себя сами.

Еще есть премия Курехина, которая проводится в Санкт-Петербурге Центром современного искусства имени Сергея Курехина. У нее есть специфика, характерная для современного визуального искусства, — это синтетический жанр представляемых проектов.

В 2018 году экспозиция работ по итогам премии «Инновация» проходила в Российской государственной библиотеке на Воздвиженке

«Инновация» максимально широка, включает все, думает о процессе в целом и имеет наиболее демократичный процедурный отбор, когда номинирует институция, причем только некоммерческая. Предполагается, что она уже провела внутри себя какую-то работу, что-то отобрала и отправила на конкурс то, что считает достойным.

Растет ли с каждым годом количество заявок?

В этом году их около 400, и так обычно и бывает. Конкурс на место очень большой. По каждой номинации эксперты отбирают в шорт-лист пять явлений. А номинаций всего шесть, не считая внеконкурсных: «Куратор года», «Художник года», «Новая генерация», «Образовательный проект», «Региональный проект», «Книга года» (номинация учреждена фондом «U-Art: ты и искусство»). Вы сами видите, что это большой и серьезный отбор. И только включенные в шорт-лист попадают на итоговую выставку. То есть количество экспонатов на этой выставке уже регламентировано, но что это будет, мы не знаем.

Что для вас приход «Инновации» в Нижний Новгород?

29 июня в Арсенале пройдет финал премии. Это будет очень тяжелый день. С утра будет заседать жюри, потом будет вернисаж, а потом церемония награждения. Все в один день. Раньше выставку открывали раньше, примерно за месяц до заседания жюри. Это обусловлено тем, что члены жюри, а оно у нас международное, не смогут приезжать в Нижний дважды. Финал пройдет, а выставка — срез современного отечественного искусства прошлого года — будет работать для наших зрителей. Премия «Инновация» — это как годовые кольца у дерева, она максимально репрезентативна. И нижегородский зритель увидит лучшее, что происходит сегодня в этой сфере. И я думаю, что в туристический сезон кто-то специально приедет к нам посмотреть на эту выставку. Дело в том, что московская экспозиция несколько растворялась в обилии ежедневно происходящего в Москве. А у нас она может быть более заметной, выделиться на фоне нижегородских и российских культурных событий. Наш, нижегородский, зритель готов к восприятию современного искусства — он его знает и любит. Вернисажи до 800 человек собирают, выставки посещают несколько тысяч человек. И это люди, которые следят за тем, что происходит в искусстве, им это будет важно и интересно.

Должна сказать, что приход премии в Нижний Новгород был поддержан правительством региона, и, безусловно, это станет заметным нижегородским и — шире — российским событием.

Очень важно и для Арсенала, и для области в целом, что летом здесь соберется авторитетное российское и иностранное культурное сообщество, и соберется оно именно по всероссийскому поводу. Все это очень почетно, значимо, ответственно. Это важно, потому что показывает, что Арсенал в этом сообществе имеет устойчивую репутацию.

В членах жюри «Инновации» в этом году — участники проекта NEMOSKVA, которые в прошлом году проехали всю Россию. А в числе семи экспертов только один из столицы, остальные — люди из регионов. И это впервые.

Как вы думаете, Нижний Новгород может задержать у себя «Инновации» и в будущем или премия пойдет путешествовать по городам?

Не хочу забегать вперед, но могу предположить, что Нижегородская область выступит с инициативой и пригласит «Инновацию» на ближайшие три года, а там видно будет.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Глеб Пушменков, из архива ГЦСИ-РОСИЗО.

Поделиться: