16+
Журнал / МАЙ 2013

Медицина как дело жизни

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии Борис Шахов о том, как развивается система высшего медицинского образования в Нижнем Новгороде.

Борис Евгеньевич, какова стратегия развития Медицинской академии на ближайшие годы?

Сейчас мы осваиваем новые федеральные образовательные стандарты, которые соответствуют новому закону об образовании.  В силу он вступает с 1 сентября текущего года. Наши студенты, как и прежде, будут обучаться шесть лет. Но сразу после завершения обучения они должны приступить к работе, без прохождения интернатуры. По прошествии трех лет общей практики специалист может доучиваться, скажем, в клинической ординатуре два или три года.

Конечная цель стратегического развития нашего вуза  – достижение и сохранение стабильно высокого уровня педагогики, науки и лечебного процесса. Это три кита, на которых строится работа любого медицинского вуза.

Престижна ли сегодня профессия врача?

Да, профессия остается престижной и желающих учиться в медицинском вузе по-прежнему очень много, несмотря на большой поток негативной информации, которую активно распространяют СМИ. Нужно больше пропагандировать положительное в нашей профессии.

Что нового произошло в академии в плане развития научной работы?

Совсем недавно мы создали научно-исследовательский институт биомедицинских технологий. Успешно функционируют еще два научно-исследовательских института. Мы гордимся научными достижениями в области хирургии,  терапевтических направлений и особенно в области фундаментальной медицины. Так, мы первые в стране и вторые после американских ученых вырастили нервную клетку, которая функционирует. На основе этой технологии совместно с японскими учеными мы создали биороботов.

Как медицинская академия развивает международное сотрудничество?

У нас есть факультет обучения иностранных студентов. Сегодня в стенах медицинской академии учится более 600 человек почти из 30 стран Азии, Африки и Европы.

На базе нашего вуза в Шри-Ланке был открыт медицинский институт, и преподавание там ведется на основе нашей образовательной программы.

Мы активно сотрудничаем с иностранными государствами и в научном плане: обмениваемся студентами, аспирантами, проводим международные конференции, публикуемся в европейских журналах.

Будут ли открыты в академии новые направления подготовки?

С 2013 года нам разрешили преподавание сестринского дела по программе бакалавриата. Также с 1 сентября мы планируем открыть медико-биологический факультет. Немедицинские специальности открывать не планируем.

Сегодня в муниципальных поликлиниках, особенно в районах, врачей не хватает. Какие меры могут переломить эту ситуацию?

Частично эту проблему уже удалось решить за счет программы поддержки молодых специалистов. Но сегодня открываются новые лечебные учреждения, частные клиники. Академия не успевает подготовить такое количество мдработников, которое требуется. По нашим данным, из тех, кто оканчивает интернатуру и ординатуру, в Нижнем Новгороде и Нижегородской области остается в среднем 67 процентов. Чуть меньше 10 процентов вообще уходят их медицины, остальные по разным причинам уезжают. Есть более важная проблема – это отток подготовленных специалистов после 3–5 лет работы. Что нужно предпринять, чтобы поменять ситуацию? Первое, что напрашивается, это заработная плата. Она должна быть достойной. Сегодня врачу, чтобы нормально зарабатывать, нужно трудиться и днем и ночью, а ведь молодым нужно еще и саморазвиваться, отдыхать, заниматься наукой, а на это просто не хватает времени. Поэтому они и ищут более доходное место.

По словам министра здравоохранения Вероники Игоревны Скворцовой, что бы мы сегодня ни делали, молодежь ехать в район не хочет и не поедет, а значит, нужно предпринимать более мощные меры социальной поддержки. Что касается сел и деревень, то там, на мой взгляд, нужно возрождать фельдшерско-акушерские пункты, где люди могли бы получить первую медицинскую помощь.

Поделиться: