16+
Журнал / МАЙ 2013

Нижегородская старина возвращается

Летом 1896 года в Дмитриевской башне открылся для посещений Нижегородский городской художественный и исторический музей. После многочисленных реорганизаций (с 1918 по 1934 год) в 1990 году музей получил статус Нижегородского государственного художественного музея. Сегодня музей имеет крупнейшее собрание произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства, которое можно считать национальным достоянием мирового значения. Это значит, что у постоянных посетителей музея есть возможность постепенно познакомиться с произведениями из запасников, выставляемых на фондовых выставках. Художественный музей имеет свою интересную историю создания, историю формирования и пополнения собрания. Нижний Новгород и Нижегородский художественный музей были всегда интересны для художников, коллекционеров, туристов, просто любителей изящных искусств.

А. К. Саврасов. Грачи прилетели. 1879 год. Авторское повторение-вариант (фрагмент).

В 1871 году известный московский собиратель картин, меценат Павел Михайлович Третьяков приобрел у художника Алексея Кондратьевича Саврасова его картину с изображением Нижнего Новгорода. П. М. Третьяков любил и тонко чувствовал природу, поэтому приобретение пейзажей не было для него случайным. П. М. Третьяков говорил о том, что в пейзажах ему не нужно «ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была». В «Печерском монастыре» Третьякова привлекла поэзия волжских просторов, широта земли русской и неутраченная старина провинциального города — бревенчатые дома на склоне, монастырь с пятиглавым собором и колокольней, будто жемчужина, сверкающая своей перламутровой белизной. Это полотно является одним из первых произведений в ряду волжских пейзажей Алексея Саврасова и по праву входит в число классических произведений русской реалистической живописи.

В начале лета 1870 года Алексей Кондратьевич Саврасов поехал поездом в Нижний Новгород, чтобы поработать над этюдами. Это была его первая поездка на Волгу. Не только Саврасов испытал притяжение и зов великой русской реки, в то же лето совершили поездку на Волгу молодой Илья Репин и талантливый пейзажист Федор Васильев.

«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» был написан Саврасовым после поездки на Волгу практически одновременно с другим знаменитым, пожалуй, самым известным полотном мастера «Грачи прилетели» (1871, находится в Третьяковской галерее). Не случайно обе работы сразу же приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. И, видимо, не случайно обе картины находятся рядом в экспозиции Нижегородского художественного музея.

В. Г. Перов. Портрет Алексея Кондратьевича Саврасова. Около 1877 года (фрагмент). Портрет находится в Государственной Третьяковской галерее.

В работе А. Саврасова наглядно проявились не только интерес к русскому пейзажу, но и к старинной русской архитектуре, к ее живописной красоте, стремление передать ощущение «звонкой» тишины, спокойствия, неспешности бытия.

Художник внимательно и точно передает формы Воскресенского собора, колокольни и стен древнейшего Печерского монастыря, основанного в XIV веке. Величественность архитектурного памятника, ставшего смысловым центром картины, особенно ощутима на фоне спокойной и величавой Волги.

Поделиться: