16+
Журнал / МАЙ 2015

Фронтовая дорога

Тематические границы живописи многих крупных мастеров русского и советского искусства изменила война. Рассказать о войне красками… мне кажется, сложнее задачи не существует.

У одного из самых известных советских художников Александра Дейнеки немало произведений на военную тему, созданных непосредственно в годы Великой Отечественной. Пожалуй, самое известное появляется в 1942 году — это героическое многофигурное полотно «Оборона Севастополя» (ГРМ). В этом же году художник пишет «Фронтовую дорогу».

1942 год… Сумрачное небо с тяжелыми облаками. Лента дороги, убегающая от края холста вдаль и увлекающая нас к горизонту, тревожна. Это фронтовая дорога, обрамленная разбитыми войной деревенскими избами и редкими былинками зеленой травы, уводившая солдат на войну, помнящая сапоги захватчиков. Темная палитра красок полна драматизма. Все кричит о войне! Она рядом. Согбенная женщина сидит на обочине дороги, у нее нет теперь дома, она ждет с войны мужа, брата или сына, а может, она уже получила похоронку… Война прежде времени состарила ее, превратив в старушку. Только яркий платок на голове напоминает о былой мирной жизни, и это красочное пятно на картине еще больше усиливает чувство щемящей тревоги, тоски и невосполнимой утраты.

В. И. Мухина (1889–1953). Портрет дважды Героя Советского Союза А. В. Ворожейкина. 1947. Тонир. гипс.  Собрание НГХМ

В том же 1942 году на выставке в Третьяковской галерее появилось полотно крупнейшего мастера советского времени Аркадия Пластова «Фашист пролетел» — одно из самых сильных и трагических по восприятию. В годы Великой Отечественной живописец, правдиво отображавший войну и мир, стал очень популярным. В картинах военных лет художник достиг живописного воплощения глубоких переживаний и в то же время жизнеутверждающей силы. На миг забыть о войне заставляет «Утро в дивизионе». Работа создана в 1943 году. В короткие моменты между боями солдат живет, казалось бы, обычной мирной жизнью, если бы не окопы, блиндажи и пушки на заднем плане. Перед нами они, будущие победители, — молодые, здоровые, красивые, смелые. После боя — ночлег в окопах под плащ-палаткой, а утром (до боя) — умывание и фронтовой завтрак. Снежной зимой 1943 года температура опускалась ниже минус 35 градусов, но солдатский быт в короткие периоды отдыха дарил хорошее настроение и бодрость духа, помогал преодолеть трудности, выстоять и победить.

А. А. Пластов (1893–1972). Утро в дивизионе. 1943. Бумага, гуашь. Собрание НГХМ

На выставке в Нижегородском художественном музее, посвященной 70‑летию Великой Победы, среди произведений А. Дейнеки, А. Пластова, А. Пахомова, В. Богаткина, Н. Дормидонтова, нижегородских художников А. Никифорова, М. Холуёва, Л. Хныгина, В. Жемерикина, В. Летянина, А. Корнилова, А. Краева, В. Грачева представлена работа народного художника СССР, автора известной скульптуры «Рабочий и колхозница» в Москве и памятника М. Горькому в Нижнем Новгороде, скульптора Веры Мухиной — бюст А. В. Ворожейкина (1912–2001). Прославленный летчик, дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин — наш земляк, он родился в деревне Прокофьево Городецкого уезда Нижегородской губернии. Мухинский скульптурный портрет участника Великой Отечественной войны А. В. Ворожейкина 1947 года был установлен в бронзе в Городце в 1955 году.

Рассказ художника о войне, запечатленный на холсте или в скульптуре, о сражениях и военных буднях, о матери солдата и тружениках тыла, о блокадном Ленинграде и Великой Победе, раскрывающий образ героя-победителя, понятен и очень дорог нам сегодня, 70 лет спустя.

Поделиться: