16+
Журнал / МАЙ 2018

В шаговой доступности

Привычные библиотеки, также как и музеи, на наших глазах меняются в ответ на новые запросы. Они возвращают клубный формат, правильно понимая его как добровольное объединение по общим интересам. Возвращается роль сообщества как первичного содержательного человеческого объединения, как способа культурной коммуникации.

Постепенно в нашу жизнь входит представление о культуре как о необходимой составляющей повседневности. Имеется в виду — не раз в год сходить в музей и пару раз в театр, а жить постоянно в поле культуры, формировать из культурных впечатлений собственное пространство, находить в этом источник развития для себя и своих близких. Причины этого цивилизационные и экономические: жизнь благодаря технологиям в бытовом плане за последние столетие облегчилась в десятки раз, высвободив время для отдыха и саморазвития. Конечно, кто-то примитивно «утыкивается» в телеэкран, но есть и десятки бурно входящих в нашу действительность новых личных культурных стратегий. Например, разные способы рукодельного труда приобрели невиданную популярность, породив не только гипермаркеты типа «Леонардо», но, самое главное, уверенность людей в собственных силах, ведь они дают формирование вкуса, развитие чувства цвета или мелкой моторики.

Впервые я увидела, как эффективно территория может работать с «культурой шаговой доступности», во французском Лилле, когда он носил титул Культурной столицы Европы. Тогда в самом городе и его окрестностях реконструировали 12 старинных построек — пивной завод, склад шерсти, монастырь, богадельню и тому подобное, чтобы превратить их в очень современные дома культуры с необычным названием — «Дома безумств». Вероятно, во французском языке смысл немного иной — безумство есть одно из составляющих креативности. «Безумность» была в гибридности: концертный зал сочетался с кружками рукоделия, мастерские художников — с спортивными кортами, пространство для семейных праздников — с выставками. Предварительно была проведена большая работа с жителями окрестных кварталов — в чем есть потребность, что вызывает наибольший интерес. И когда в квартале, где проживают мигранты из Турции, наряду с библиотекой и выставочным залом сделали хамам, никто не удивился — это ведь тоже культура, традиционная для французов турецкого происхождения.

Анна Гор

Директор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО

«Высокое и будничное имеют общую оболочку, максимально приближаясь к реальной жизни. Это — лицо жилого района, его фишка и точка притяжения. И такой культурный магнит находится в «шаговой» доступности»

То, что подобные гибриды, сочетающие качественные профессиональные культурные образцы с непосредственным участием местной публики, которая сама что-то делает и при этом учится, необходимы большому городу, подтвердила поездка этого года по Англии. Галерея Южного Лондона, превратившаяся из районной библиотеки в выставочный зал современного искусства еще в XIX веке, сейчас одновременно и престижный музей с коллекцией и сменными экспозициями международных художников, и студия для детей этого района, в которой юные жители работают под руководством этих самых художников, и эффектный садик для прогулок и творческих акций. Здесь высокое и будничное имеют общую оболочку, максимально приближаясь к реальной жизни. Это — лицо жилого района, его фишка и точка притяжения. И такой культурный магнит находится в шаговой доступности.

Самое главное в этой истории — качество культурной работы: как высокий рейтинг искусства, так и профессионализм методик просвещения. Без скидок на удаленность района и несформированный запрос публики. У нас ведь тоже было нечто подобное, например, одно из важных мест моего детства — Дом культуры школьника на Автозаводе. С одной стороны — многочисленные кружки и студии (моя попытка заниматься в театральной оказалась бесперспективной…), а с другой — сеансы самого эксклюзивного, сложного, немассового кино. Именно в ДКШ началось мое знакомство с Тарковским — одно из сильнейших впечатлений подросткового возраста. Это произошло потому, что из дома я могла без взрослых ходить туда пешком.

Текст: Анна Гор

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: