16+
Журнал / МАЙ 2019

Евгений Пыхтин: «Театру нужна свобода, художникам — доверие»

Женя, вы решили отметить Год театра в России фестивалем, о котором давно мечтали. «Театральная Стрелка» оказалась удачной?

Когда создавался Центр театрального мастерства, мы планировали, что на третий-четвертый сезон встанем на ноги. Так уж совпало, что этим годом стал Год театра в России. Все сложилось в нашу пользу: мы выиграли президентский грант, получили внимание правительства Нижегородской области. Раньше таких возможностей и денег у нас не было. Мы первыми решили провести в Нижнем Новгороде такой масштабный фестиваль-конкурс, пригласив независимые театры из крупных городов. К нам приехали коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара, Казани, Ростова-на-Дону, Ижевска, Уфы. После спектаклей конкурсной программы проходили обсуждения, которые модерировали театральные критики. В общей сложности зрителями фестиваля стали около 850 человек, в образовательной программе приняли участие около ста человек.

Все еще пытаетесь встать на ноги?

Центр театрального мастерства — это частная организация. Мы изначально понимали, что будет очень тяжело, потому что создание спектаклей — очень дорогая история. 2018 год был для нас тяжелым: средств не было. Но мы выпустили несколько постановок, которые начали приносить деньги. Кроме того, повторюсь, помогло региональное правительство, и еще мы выиграли президентский грант. Вроде сейчас становится легче. Долги мы не закрыли, но уже не обсуждаем сокращение штата. Мы встаем на ноги.

Спектакли в рамках фестиваля-конкурса независимых театров «Театральная Стрелка» проходили с аншлагом

Жень, ради чего тогда все это?

Сложный вопрос. Я не думаю о куче денег. В театре их не заработаешь. Я хочу много играть, исследовать, экспериментировать, что в муниципальных учреждениях культуры невозможно. И я такой не единственный в Нижнем Новгороде. Мы делаем Центр театрального мастерства, чтобы у артистов была возможность реализовывать себя в полной мере. И еще хочется, чтобы публика начала смотреть театр по-другому. Мне не нравится такой подход: чем проще, тем лучше. Зрителю нужен контакт, поиск общих тем и их обсуждение.

Кто ваш зритель сегодня?

В Центр театрального мастерства ходит много молодежи, с которой мы говорим на понятном им языке. Самое интересное, что к нам приходят люди и старшего поколения, которые тоже не отстают от современных тенденций.

«Зацепило» или «не зацепило» — это не про обсуждения спектаклей вашими зрителями?

Театр надо правильно смотреть. Мы рассказываем, как это делать. После просмотра у нас всегда дискуссия. Наш зритель не перематывает ленту «Инстаграма», а остается один на один с актером театра. Люди высказываются — это очень круто. Поговорить всегда есть о чем.

«Мне не нравится тенденция сводить функцию театра только к развлечению. Сегодня театр – про коммуникацию, про диалог режиссера и актеров со зрителями. Мне хочется, чтобы зрители говорили и думали, и я счастлив, что в ЦТМ создается такой контекст»

А как правильно смотреть театр?

Люди часто воспринимают постановки слишком буквально. У нас, к примеру, есть спектакль «Кодекс курильщика» (18+), в котором мы исследуем тему насилия, откуда оно берется. Некоторые зрители смотрят его поверхностно — он пришел, убил и так далее. А за этими действиями — глубина… Можно же посмотреть на картину Шишкина и увидеть там просто лес. Понимаете? Символов в тексте и постановках очень много. Надо учиться видеть их и читать.

Мне не нравится тенденция сводить функцию театра только к развлечению. Сегодня театр — про коммуникацию, про диалог режиссера и актеров со зрителями. Мне хочется, чтобы зрители говорили и думали, и я счастлив, что в ЦТМ создается такой контекст.

Как вы решаете, что и как показывать?

Зачастую интуитивно. Когда, к примеру, была первая театральная лаборатория в Нижнем Новгороде, где был показан «Кодекс курильщика», я вышел со спектакля в ужасном состоянии… Мне было морально плохо! Но я сразу понял, что хочу видеть этот спектакль в ЦТМ, и сказал об этом коллегам. Мы ищем смыслы.

А смыслы меняются?

Конечно. Но есть темы, которые всегда актуальны. «Гамлет» Шекспира, к примеру, вечен. Раньше были спектакли по четыре-пять часов. Я был на пятичасовом спектакле и получил колоссальное удовольствие. Сегодня все больше спектаклей, которые длятся чуть больше часа. Театры подстраиваются под эпоху коротких сообщений.

Евгений Пыхтин признается, что репертуар для ЦТМ подбирается зачастую интуитивно. Главное – показать человека, его судьбу и нервы

Ты ждешь от власти поддержки, тем более в Год театра?

Я вижу, что уровень заинтересованности власти к культурной жизни города возрастает. Министерство культуры Нижегородской области нам помогает: фестивалю «Театральная Стрелка» было уделено огромное внимание.

Наше театральное училище имени Е. А. Евстигнеева раньше поставляло кадры для ведущих театров страны. Как сейчас оцениваешь уровень подготовки выпускников?

В нашем училище работали сильные педагоги, мастера, но они ушли. В связи с этим, на мой взгляд, и общий уровень преподавания, и уровень подготовки выпускников стали ниже.

А в ком еще сегодня нуждаются театры? Может быть, в менеджерах?

Менеджеры есть, но нет театральных. Не многие знают материю, структуру театра, которую нельзя измерить цифрами. Цифры часто убивают театр. В театр люди не приходят работать, как на завод. Сейчас все сводится к количеству проданных билетов. Я верю, что это время уйдет.

То есть ЦТМ не хотел бы стать бюджетным учреждением, которое отчитывается о потраченных деньгах?

Нет. Мы выбрали сложный путь независимого театра. Повторюсь, создание спектаклей — дорогая история. Они невозможны без спонсоров и меценатов. Хочется, чтобы были спонсоры, которые не будут диктовать нам условия. Театру нужна свобода, художникам — доверие.

А все задуманное случалось или что-то мешало?

Не случилась у нас постановка «Гамлета». К сожалению, режиссер умер прямо во время репетиционного процесса. Мы не решились продолжать без него. В финансовом плане мы пока все выполняем. Может быть, не так масштабно, как хотелось бы. У нас небольшая команда, в которой каждый пашет за пятерых. Пока справляемся. Да, хочется больше денег, больше людей. Главное — у нас есть зритель, который нам доверяет.

Большая мечта есть?

Выиграть «Золотую маску» (смеется). Вообще мы, как фестивальная команда, хотим путешествовать, в том числе по Европе. Мы хотим, чтобы был попечительский совет, были люди, заинтересованные в развитии культуры города, чтобы они нам доверяли и помогали. Хочется спокойно играть в том театре, который приносит тебе удовольствие.

Беседовал Евгений Деревянко

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: