16+
Журнал / МАЙ 2019

Павел Ушаков: «Я жду, что театры будут модернизированы»

Павел, чего ты ждешь от Года театра в России?

Я жду, что театры будут модернизированы, что для них будет закуплена какая-то новая техника. Я был на открытии Года театра в России, где выступал президент Владимир Владимирович Путин. Все было радостно и ярко, но было сразу понятно, что все театры должны будут больше работать и отдавать. Перед театрами поставили задачу — показаться стране и сделать кассу. Да, у нас много театров с вековыми традициями и хорошими актерами. Нас знают во всем мире. Еще раз об этом напомним. Мы поработаем побольше и затянем пояса потуже, ничего страшного.

Спектакля «Чик. Гудбай, Берлин» (16+), поставленного Павлом Ушаковым на сцене ТЮЗа, сейчас нет в репертуаре театра

А поддержку власти ты чувствуешь?

Я лично особо не чувствую. Да и не должен, наверное. Вижу, что в Нижнем Новгороде намечена большая работа в театральной сфере. Наш город — столица Приволжского федерального округа, и поэтому здесь проходят крупные театральные фестивали, форумы и так далее. Это радует. Каким-то театрам повезло больше, каким-то меньше. Какие-то отремонтируют в этом году, какие-то будут ждать ремонта еще очень долго. Но у нас огромная страна, в которой множество театров нуждается в финансировании, ремонте гримерок, обновлении оборудования.

«Я был на открытии Года театра в России, где выступал Президент Владимир Владимирович Путин. Все было радостно и ярко, но было сразу понятно, что все театры должны будут больше работать и отдавать»

Театрам только денег не хватает?

Был прекрасный театральный педагог Геннадий Григорьевич Дадамян, которого уже, к сожалению, нет с нами. Так вот, он, когда преподавал театральный менеджмент, говорил, что театры должны быть готовы к тому, что их финансирование будет сокращаться. Сегодня театры действительно вынуждены делать кассу, но при этом не забывать «воспитывать» людей.

Зритель требует хорошего технического оснащения, качества, и нижегородцы, которые могут позволить себе ездить в Москву и Санкт-Петербург на спектакли, очень требовательны. А нижегородские театры нуждаются в модернизации, в новом оборудовании, и хотя они способны заработать даже в нынешних условиях, необходимо говорить о проблемах, искать ответы на сложные вопросы.

А насколько вообще нижегородский театр доступен зрителю?

По цене он точно доступен. Конечно, цена могла бы быть еще ниже, но театры сегодня вынуждены зарабатывать. Эту проблему, думаю, тоже обсудят в рамках Года театра в России.

Павел Ушаков уверен, что однажды ему придется выбрать между профессиями режиссера и актера

А что еще, кроме дефицита средств, мешает театрам жить и развиваться?

Это большой комплекс вопросов. Сейчас все чаще мы видим именно директорские театры, например я работаю в директорском театре. У него есть плюсы и минусы. Наш театр может приглашать сторонних режиссеров, показывать разные постановки и зарабатывать. Однако раньше существовала совершенно иная организация театральной жизни, была иная структура. У театров были свои режиссеры, свои художественные руководители — они задавали тон, стилистику, формировали индивидуальный образ того или иного театра.

Нужны ли сегодня театру режиссеры, художественные руководители? Какой театр нам нужен? Что хочет видеть зритель? На эти и другие вопросы театральное сообщество сегодня пытается ответить. Так что не только финансовые вопросы нас волнуют.

Твой идеальный театр какой?

У меня традиционное представление о театре — академическое. Это упор на традиции и поиск новых решений. Такой путь развития театров мне нравится. Для меня идеальный театр — при художественном лидере.

Ты бы сказал, что нижегородские театры находятся сегодня в каком-то упадке?

Нет. Есть куда сходить, есть на что посмотреть. Я приехал в Нижний Новгород в 2008 году, и здесь было всего восемь театров, в том числе театр «Zooпарк». Сейчас, насколько мне известно, театров гораздо больше. Появились частные театры. Жаль, что для подростковой аудитории мало что показывают в театрах, этот кластер еще не развит, но начинает расти.

«У меня традиционное представление о театре — академическое. Это упор на традиции и поиск новых решений. Такой путь развития театров мне нравится. Для меня идеальный театр — при художественном лидере»

На сцене Нижегородского ТЮЗа ты в качестве режиссера ставил спектакль «Чик. Гудбай, Берлин» (16+). Спектакль больше не идет. Какие мысли остались?

Спектакль закрылся, главной герой ушел из театра… Я надеюсь на лучшее. Мы успели съездить с этой постановкой на театральный фестиваль для молодых актеров и молодых режиссеров в Петрозаводск, где нас очень хорошо приняли. Так что все не зря. Только жаль, что зритель сейчас не видит эту постановку.

А что тебе ближе — работа режиссера или актера?

Сейчас такое время, когда режиссер должен быть еще и продюсером. Время продавать и подавать себя. Я себя чувствую хорошо и в роли актера, и в роли режиссера. Но чтобы что-то делать хорошо, надо заниматься одним делом. Режиссер и актер мыслят очень по-разному. Переключаться крайне сложно. В будущем, я уверен, мне точно придется от чего-то отказаться.

Паша, а славы хочется?

Чтобы получить известность в масштабах страны, надо, конечно, работать в Москве или Санкт-Петербурге. Но некоторым достаточно играть достойные роли в хорошем провинциальном театре. Там можно гораздо быстрее реализовать свои мечты. Моя задача — играть спектакли, чтобы приносить людям счастье, радовать их, вдохновлять. Безусловно, у меня есть определенные амбиции, но для их реализации мне надо пройти много этапов. С каждой постановкой я понимаю, что чего-то не знаю, не понимаю, не умею.

В чем ты сейчас сомневаешься?

В том, что я могу дать. Начиная каждый новый спектакль, я осознаю, насколько мало знаю и понимаю то, о чем в нем говорится. И так всегда, каждый раз.

А ты не пытался заняться экстремальным актерским мастерством? Например, прожить пару дней на улице, если необходимо сыграть роль бездомного в новой постановке?

Это хорошая практика, но я никогда этого не делал. Понимаешь, кому-то это нужно — пожить на улице, чтобы погрузится в ситуацию, а кому-то достаточно просто увидеть.

Что бы ты сам себе пожелал в Год театра?

Я бы себе пожелал пройти достойно весь этот год и выжить (смеется). Самое главное — многому научиться. Еще очень хотелось бы увидеть в нашем драматическом театре новое оборудование. И, конечно, нужно движение, новые интересные проекты, которые привлекали бы внимание зрителей.

Беседовал Евгений Деревянко

Фото: Роман Бородин, Андрей Абрамов.

Поделиться: