16+
Журнал / НОЯБРЬ 2013

Дорога высоких скоростей

Участники встречи обсудили вопросы взаимодействия в рамках реализации масштабного проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань.

Валерий Павлинович, к 2018 году высокоскоростная железная дорога свяжет Нижний и Москву. Что это даст нашему региону? Не приведет ли транспортная доступность столицы к оттоку трудовых ресурсов?

Безусловно, высокоскоростная магистраль сделает Москву и Нижний Новгород ближе друг к другу. Недавно я проводил совещание, на котором представители ОАО «РЖД» подтвердили информацию о том, что на линии от столицы до нашего города будут работать 27 пар высокоскоростных поездов, которые будут отправляться практически каждые полчаса. Однако я уверен, что никакого массового оттока кадров из региона не произойдет. Наоборот, думаю, что москвичи поедут к нам. Капиталы столичных компаний придут в новые инвестпроекты и создадут новые высокооплачиваемые рабочие места, а наша первозданная природа привлечет поток туристов, что даст серьезный импульс развитию инфраструктуры отдыха и развлечений. К примеру, запуск «Сапсана» дал старт развитию «делового туризма». Многие столичные компании сегодня предпочитают проводить переговоры со своими партнерами на наших площадках и реализовывать свои проекты здесь. За семь лет объем иностранных инвестиций в область вырос в 10 раз, и очевидно, что в этом росте есть вклад и скоростного сообщения. Если «Сапсан» развивает скорость до 160 км/час, то подвижной состав высокоскоростной линии будет разгоняться до 400 км/час! Это движение со скоростью самолета при сохранении безопасности железнодорожного транспорта. Мне очень приятно, что уже к 2018 году Нижний Новгород станет первым городом нашей страны, который будет связан со столицей высокоскоростной магистралью!

В вашем блоге появилось сообщение о строительстве «дублера» Московского вокзала в Стригине. Для чего понадобился второй вокзал?

Необходимость строительства нового вокзала продиктована как спецификой высокоскоростного движения, так и комплексным подходом к развитию транспортной и логистической инфраструктуры региона. Новый вокзал — это новые технологии, новые рабочие места и удобство для жителей Дзержинска, которым больше не придется ехать с пересадками в Нижний Новгород, а также для пассажиров московских авиарейсов, которые пережидают непогоду в столице в нашем аэропорту. Впрочем, и Московский вокзал подвергнется серьезной реконструкции — в настоящее время разрабатывается проектная документация, также как и аэропорт «Стригино», где к 2018 году будут построены два новых терминала. В конечном счете все эти изменения направлены на то, чтобы создать современную, комфортную и удобную среду для пассажиров. Если вы помните, первоначально в Министерстве транспорта РФ рассматривались несколько альтернативных направлений строительства высокоскоростных магистралей, в частности, в южном направлении. Однако окончательный выбор пал на линию «Москва — Нижний Новгород — Казань» с перспективой продления до Екатеринбурга и далее, вплоть до Владивостока. Это мега-проект, реализация которого даст серьезный импульс для развития не только Поволжья, но и всей страны в целом.

Встреча Валерия Шанцева и Александра Мишарина

Сколько средств потребует строительство новой железной дороги между Нижним Новгородом и Москвой? Окупятся ли эти вложения?

Напомню, до сих пор по нормативным документам скоростным у нас считается железнодорожное движение со скоростью свыше 141 км/час, а высокоскоростным — свыше 200 км/час. Это значит, что, создавая новую магистраль, где скорости возрастут вдвое против сегодняшних максимумов, мы, по сути дела, создаем новый вид транспорта — безопасный, суперскоростной и доступный для граждан. Безусловно, этот проект дорогой, но он имеет ключевое стратегическое значение. Стоимость строительства линии «Москва — Нижний Новгород — Казань», по оценкам Минтранса РФ, составит около 928 миллиардов рублей, из которых 650 миллиардов выделит федерация. Суммы внушительные, но в РЖД уверены, что проект довольно скоро окупится. Основание так думать дает постоянный рост пассажиропотока на существующих скоростных направлениях движения «Сапсана» между Москвой, Нижним Новгородом и Санкт-Петербургом. При этом цены на билеты останутся доступными. Специалисты говорят о «вилке» цен от 2,8 до 4,5 тысячи рублей за билет. Высокая стоимость проекта также вызвана его технической сложностью. Недавно я встречался с генеральным директором ОАО «Скоростные магистрали» Александром Сергеевичем Мишариным. Он рассказал, что на пути следования высокоскоростного поезда не должно быть пересечений с автодорогами и другими железнодорожными путями — одних переходов предстоит построить около восьми сотен. Именно так создавались высокоскоростные магистрали в Японии, Китае, Франции, Италии. К примеру, в Японии для финансирования строительства линий Синкансен — «Поезда-пули» — даже потребовалось выпускать облигационный заем. Тем не менее эти вложения окупают себя за счет возрастающей мобильности населения, что особенно важно для такой огромной страны, как наша. Кроме того, Александр Сергеевич заявил, что, возможно, именно в Нижнем Новгороде будет размещаться Центр управления высокоскоростными магистралями (ВСМ) и моторо-вагонное депо. А это значит, что будут новые рабочие места для нижегородцев и налоговые отчисления в бюджет региона.

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев

Справка

Организация высокоскоростного железнодорожного движения по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань с планами продлить линию до Екатеринбурга приурочена к проведению в России финального этапа чемпионата мира по футболу – 2018. Создание современной железнодорожной магистрали призвано значительно улучшить транспортную инфраструктуру российских регионов, а также объединить наиболее динамично развивающиеся города европейской части России в единый транспортно-экономический узел. Общая протяженность магистрали составит 770 километров, планируется строительство более 800 искусственных сооружений, а также около 400 пересечений путей различного уровня.

Первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» А. С. Мишарин

Александр Мишарин: «Создание высокоскоростных магистралей — принципиально новый шаг в развитии железнодорожной сети России, который сыграет заметную роль в стимулировании экономической активности, повышении связанности регионов, создании рабочих мест и внедрении высоких технологий. В рамках Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года предусмотрено строительство более 4 тысяч километров высокоскоростных железнодорожных сетей, соединяющих крупнейшие города России.

В мае 2013 года президентом Российской Федерации В. В. Путиным принято решение о реализации пилотного проекта ВСМ «Москва — Казань». 30 сентября 2013 года председателем правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым утвержден сетевой план-график, согласно которому запуск проекта в эксплуатацию предполагается в 2018 году.

ОАО «РЖД» создана дочерняя компания ОАО «Скоростные магистрали», которая будет выступать заказчиком всех работ по проектам.

В рамках встречи с губернатором Валерием Шанцевым был утвержден график работ по проекту, согласно которому в этом году будет заключен договор на проектирование магистрали. Уже сейчас в регионе должны начаться работы по резервированию земель, вноситься изменения в план территориального развития Нижегородской области и проект планировки территорий».

Беседовала Светлана Вахранёва

Фото: Владимир Полыгалин

Поделиться: