16+
Журнал / НОЯБРЬ 2013

Открытое педагогическое образование

Ректор Нижегородского государственного университета имени Козьмы Минина, доктор философских наук, профессор Александр Федоров о «Мининском университете» как глобальном проекте.

Быть старейшим вузом города – почетная и очень ответственная позиция. А когда речь идет о подготовке будущих педагогов, шкала ответственности возрастает еще больше. О том, как сохранить свой формат в эпоху перемен и при этом выйти на качественно новый уровень развития, а также о том, что  изменения в системе образования – это всегда очень сложный, но  необходимый процесс, мы говорили с ректором Нижегородского государственного университета имени Козьмы Минина Александром Федоровым.

Александр Александрович, НГПУ, основанный в 1911 году, — старейший вуз Нижнего Новгорода. Вслед за вековым юбилеем у вас произошли глобальные изменения: слияние с Волжским государственным инженерно-педагогическим университетом (ВГИПУ), изменение бренда. Это закономерный итог или отправная точка дальнейшего развития?

Это пролог к еще более серьезному шагу. И сейчас наша задача — вписаться в повестку завтрашнего дня глобального образования. Если мы посмотрим на то, что сейчас происходит в мире с университетами вообще и с педагогическим образованием в частности, мы обнаружим очень интересные и одновременно угрожающие тенденции. Так, одна из интереснейших тенденций, существующих сейчас в 20‑летней перспективе, — это вообще исчезновение вузов в их классическом понимании, как и самого диплома в привычном представлении. Работодатели с каждым годом все больше ценят компетенции, которые приносит им будущий работник — выпускник вуза. Что он делает, чтобы продвинуть себя на рынок, чтобы вписаться в постоянно меняющиеся условия трудовой деятельности, показать готовность работать в команде, способность проектной деятельности, стремление к постоянному совершенствованию — вот это является сейчас глобальным брендом.

Факультет естественных, математических и компютерных наук. Занятие по методике преподавания химии в школе

Расскажите подробнее о самом проекте «Мининский университет».

Проект стартовал в середине прошлого года, и его реализация разделена на три стадии. Первая — самая яркая и всем очевидная. Мы провели ребрендинг не только фирменного стиля, но и традиционных образовательных программ, кадрового состава, управленческой деятельности, материальной базы.

Вторая стадия пока называется профессиональным термином — «Образовательная платформа качества». Она состоит из проектного комплекса, реализация которого рассчитана на 3,5 года. За это время мы должны перейти на цифровое образование именно в том содержании, которое вкладывается в этот термин в глобальном значении. Приблизительно 50% всех курсов перейдет в дистанционный режим.

В эту же стадию реализации нашего проекта входит создание трех крупных партнерских комплексов. Во‑первых, «город-область», в рамках которого мы подписываем полномасштабные соглашения о сотрудничестве с городской и областной администрациями. Здесь наша цель — влиять на развитие педагогического образования, прежде всего, Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Основное изменение коснется того, что называется производственная практика и педагогическая практика. Во‑вторых, «Восток» — мы подписываем в конце этого года два серьезных договора с двумя китайскими педагогическими университетами и планируем в течение двух лет выйти на программу двойного диплома. Сделать это — значит выйти на экспорт педагогического образования. Это в нашей стране не удавалось еще никому. Да, экспортируется инженерное образование, передовые технологии, физико-математическое образование, биология, генетика, а вот педагогическое образование — такого еще не было. В‑третьих, направление «Запад». В рамках сотрудничества с одним из германских вузов и Краковским университетом (Польша) мы формируем модульные курсы, которые можем друг другу засчитывать по Болонской системе.

Третьей глобальной стадией реализации проекта «Мининский университет», на которую мы выйдем с 2017–2018 учебного года, станет «Открытое педагогическое образование будущего». Само слово «открытое» отражает суть. Его принцип: экспорт педагогического образования.

Занятия студентов факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий

Насколько сегодня сложно выдержать формат именно педагогического вуза?

Конечно, нелегко. Вопрос о целесообразности существования высшего педагогического образования я решаю однозначно положительно. Сломать проще простого, но прежде чем сломать, нужно понимать, что будет взамен — кто будет учителем в области через три года, если мы ликвидируем высшее педагогическое образование? Кто этим будет заниматься? Выпускник классического университета пойдет работать в школу? Но он не для этого поступал в классический университет! Очевидно одно, что те компетенции, о которых мы говорили, создают уникальность педагогического образования, которое можно получить только в специфической организации, нацеленной именно на формирование этих компетенций. И я считаю, что в данный момент мы становимся именно такой организацией. Педагогические вузы страны отстают от глобальной повестки образования. Если бы это было не так, в рейтинге QS наши вузы занимали бы первые места. Но рейтинги говорят об обратном.

Соответственно, для того чтобы выдержать формат педагогического вуза, в нашем проекте «Мининский университет» нужно действительно за короткий срок перейти к такому виду образования, которое отвечает принципу опережающего развития. Плестись в хвосте невозможно, пытаться догнать кого-то не получится. Нужно, если использовать термин футур-дизайна, опережать не догоняя.

В чем, с вашей точки зрения, заключается социальная миссия вуза, его значение для города и области?

Мы на 70% в городе и на 80% в области удовлетворяем потребность в кадрах по педагогическому, психолого-педагогическому, дефектологическому, коррекционному и специальному психологическому образованию. Здесь мы если и не эксклюзивные, но точно доминирующие поставщики кадров. В сфере дошкольного образования и спецпсихологии (логопедия, олигофренопедагогика) мы являемся уникальными поставщиками, подобных специалистов больше никто не готовит.

«Вуз социальных инициатив» — это то, что называется профессиональным воспитанием. Волонтерские, социальные проекты формируют важнейшую компетенцию для педагога — гражданственность, идеалогичность, социализация. Вот это сейчас наша системная задача.

Если говорить про область, то по сути дела мы являемся с нашим профобразованием единственным системным поставщиком кадров для системы СПО — она на 60% укомплектована нашими выпускниками. По сути педобразование и профобразование являются той задачей, которую мы решаем для города и для области. Решающим для нас является то, что данный формат вуза, который мы сейчас воплощаем в жизнь, решает две вещи: готовит тех, кто по своим компетенциям и социальным качествам должен будет обеспечить достойное развитие страны, города, области, а в то же время свое личное непрерывное развитие. Подготовка инноватика-педагога, способного развивать свою страну, свой регион и обеспечивать собственный профессиональный рост на протяжении всей жизни. Это и написано у нас в миссии.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены пресс-центром НГПУ имени Козьмы Минина

Поделиться: