16+
Журнал / НОЯБРЬ 2013

Ольга Иванова

Ольга Иванова — пожалуй, один из самых известных режиссеров музыкальных спектаклей в нашей стране. На ее счету более 100 постановок, среди которых и спектакли в Нижегородском театре оперы и балета имени А. С. Пушкина. В конце сентября состоялась премьера комико-фантастической оперы «Черевички». А в марте 2014 года она представит мюзикл «Коко Шанель».

Однажды в клуб воинской части города Суоярви Карело-Финской ССР, где жила моя семья, привезли пианино. Тайком пробравшись внутрь, я к своему удивлению легко сумела подобрать «Танец маленьких лебедей», который тогда часто звучал по радио. Родители решили отдать меня в музыкальную школу, хотя до этого я занималась исключительно спортом. Уже позднее, обучаясь в музыкальном училище, вместе со своими однокурсниками в четыре руки переиграла множество клавиров опер. Впервые я познала оперу именно через фортепианное изложение.

Выбор профессии

Я мечтала стать пианисткой, но все изменил поход в БДТ имени Г. А. Товстоногова на знаменитый спектакль «Идиот», где играли Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский, Татьяна Доронина. Хорошо помню, как стояла на балконе и думала, что потеряю сознание от восторга. Именно тогда я решила, что буду работать только в театре и только режиссером. Двигаясь к своей цели, я поступила в Ленинградскую консерваторию на факультет музыкальной режиссуры.

Сцена из оперы «Черевички»

Судьбоносная встреча

Я была очень робкой, но от робости люди иногда совершают самые безумные поступки. Приехав в Москву, я впервые увидела нашего мэтра режиссуры Бориса Александровича Покровского. Набравшись смелости, я подошла к нему и сказала, что хочу поставить спектакль в его театре. Он посмотрел на меня сверху вниз и спросил: «А что вы ставили?» Я ответила: «Ничего». И Борис Александрович, который очень любил парадоксы, сказал: «Ну, приходите». Поэтому мой дебют состоялся не где-нибудь, а в Московском камерном театре, где я поныне работаю.

Одной крови

После дебюта я долгие годы не появлялась в этом театре, работала в других городах. Через много лет мэтр пригласил меня, чтобы я продолжила его дело. При этом он сказал удивительную вещь: «Мы с вами одной крови — и я, и вы можем поставить хороший спектакль не только в столице, но и на периферии». Последние три года жизни Бориса Александровича мы много беседовали об искусстве. После общения с ним я стала еще требовательнее к себе, хотя к тому времени на моем счету было уже больше ста постановок в разных городах страны.

«Коко Шанель»

Предложение Анны Ермаковой, директора Нижегородского театра оперы и балета, поставить мюзикл о Шанель было неожиданным. Мы, режиссеры, живем в своем мире, а такие прогрессивные менеджеры, как Анна Дмитриевна, отлично чувствуют время и его требования. В Коко Шанель я разглядела в первую очередь незаурядность и сильный характер. Она сделала саму себя и целое поколение женщин, убедив их отстричь волосы и надеть брюки. Актрисам будет очень непросто сыграть эту героиню. 

«Черевички»

Это замечательная и, к сожалению, недооцененная театрами опера Петра Чайковского. Существует еще одно музыкальное переложение повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», написанное Николаем Римским-Корсаковым, и почему-то театры чаще ставят именно его. Открыв для себя оперу Чайковского, я впервые поставила ее на сцене Московского академического камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Спектакль производит на зрителей именно то впечатление, которого может желать режиссер: и взрослые, и дети смотрят его с улыбкой. Я надеюсь, в Нижнем Новгороде на большой сцене эта постановка не потеряет своего очарования.

Сцена из оперы «Черевички»

Работа в нижегородском театре

Я люблю Нижегородский театр оперы и балета, знаю все его сложности. Да, опера — совершенно неокупаемое искусство, и не надо требовать обратное. С одной стороны, опера демократична, рассчитана на всех, с другой — это роскошное искусство, которое уводит нас в мир мечты. Здесь, в Нижнем Новгороде, есть настоящие крупные голоса. У каждого театра свой подход в подборе артистов: кто-то смотрит на возраст, кто-то на внешность или характер. Но все же самое важное в опере — голос, потому я с удовольствием сюда приезжаю.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин, Евгения Грачева

Поделиться: