16+
Журнал / НОЯБРЬ 2013

Фестиваль как способ отличаться

Фестшпильхаус, где проходит ежегодный Байройтский фестиваль

Каждый из нас знает десятки фестивалей, даже если никогда на них не бывал. Под это понятие можно также подвести карнавалы, биеннале, смотры и конкурсы, слеты, традиционные праздники — такие, например, как День города. Темы и поводы поистине безграничны, могут абсолютно отличаться друг от друга, включая масштаб, количественные и качественные параметры. Каждый город, даже самый маленький, непременно делает свой фестиваль и гордится им. Есть города-чемпионы, в которых проходят важнейшие события фестивального типа, например, Венеция. Весь мир ежегодно ждет знаменитый киносмотр, который итальянцы называют «Мостра», и проходящую раз в два года Биеннале — выставку современного искусства. Ждет даже не потому, что хочет на этом празднике присутствовать — количество публики все равно ограничено, а потому, что фестиваль есть сито — для участия приходится пройти сложную процедуру отбора, а победители получают не просто приз, но ПРИЗнание.

Нижегородский академический симфонический оркестр —  постоянный участник Международных фестивалей искусств имени А. Д. Сахарова

Фестиваль — это своего рода букет событий: концерты, выставки, спектакли или фильмы — их непременно должно быть «по четыре, по шесть, по восемь». Теперь очень часто, особенно в мероприятиях под открытым небом события идут без перерыва, нон-стоп. Это создает более свободную атмосферу, неформальные отношения с публикой — приходить и уходить, танцевать и подпевать, общаться или питаться можно по своему усмотрению. Но немало и чопорных, несколько старомодных фестивалей классического формата с дорогими, заранее приобретенными билетами, дресс-кодом, подготовленной публикой. Таким является, например, существующий с 1920 года знаменитый Зальцбургский фестиваль. Он посвящен музыке Моцарта, но нельзя сказать, что не меняется, приближаясь к своему столетию, — Моцарт, как и любой великий художник, для каждого времени свой. Поэтому консервативно одетая публика подчас слушает радикальные оперные спектакли или аутентичные реконструкции. Биеннале — это всегда или сумма выставок, или один грандиозный проект, который можно обойти лишь за несколько дней.

Однако так было не всегда. До начала ХХ века искусство существовало в других, «единичных» формах. На рубеже ХIХ–ХХ веков перед ним во всей остроте встала новая задача — быть более демократичным и доступным, что оказалось возможным с появлением кинематографа, фотографии, грамзаписи, офсетной цветной печати. Таким образом, самого искусства в ХХ веке стало много, и проблема классификации и предпочтений встала во всей остроте. Тогда из английской моды на массовый праздник родился фестиваль, помогающий зрителю сделать выбор, искусству — поучаствовать в отборе, а месту, где проходит фестиваль, — выделиться среди других. Теперь такое событие называют брендом места: мы говорим Канны или Локарно — подразумеваем кинофестиваль, Байройт — оперы Вагнера, Вудсток — рок-музыку, а Мюнхен — традиционный пенный напиток.

Фестиваль Вудсток. 1969 год

В Нижнем Новгороде немало фестивалей, но выделяется из них только звездный Сахаровский фестиваль искусств, проходящий раз в два года. Остальные не выходят на уровень бренда. Ведь для этого нужно соблюдение нескольких условий: высокая оценка внешними критиками, длительное устойчивое развитие, целевой приезд публики из других городов и стран. Добиться этого — большая работа.

Поделиться: