16+
Журнал / НОЯБРЬ 2015

Товарищество

Единство взглядов близких духом художников с их идейными исканиями объединило художников в самостоятельный творческий центр — Товарищество передвижных художественных выставок. Передовые художники второй половины XIX века искали такую форму творчества, которая обеспечивала бы независимость художника от опеки официальных учреждений и создавала тесные связи искусства со зрителем. ТПХВ собрало вокруг себя лучших мастеров, живших и работавших в разных городах и придерживавшихся в своем творчестве реалистического направления. Москвичи и питерцы объединились с художниками, приехавшими со всех концов страны: Иван Шишкин — уроженец прикамских лесов, Илларион Прянишников — выходец из Калужской губернии, Алексей Корзухин — с Урала, Василий Суриков — из Сибири. В 1880‑е годы в Товарищество входит ряд художников Украины. Состав ТПХВ со временем менялся, некоторые художники по тем или иным причинам покидали Товарищество, в то же время оно пополнялось и новыми силами. Одной из главных идей передвижников было ознакомление с искусством широких общественных кругов. С просветительской целью художники-передвижники «передвигали» выставки своих картин по разным российским городам. Серьезный замысел, правдивость созданного образа стали для них показателем национальности и народности искусства.

В. И. Суриков. Боярышня. 1886. (Этюд к картине «Боярыня Морозова». 1887. ГТГ.) Собрание НГХМ

В собрании художественного музея находятся произведения живописцев, входивших в ТПХВ: Василия Сурикова, Ильи Репина, Виктора Васнецова, Владимира Маковского, Николая Ярошенко, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана и других. Имя Василия Сурикова в ТПХВ всегда стояло обособленно как мощного мастера цвета и ярких психологических характеристик, хорошо знавшего русский быт и нравы прошедших эпох. Среди его картин одно из главных мест, несомненно, занимает «Боярыня Морозова» (Государственная Третьяковская галерея). В экспозиции нашего музея есть замечательный этюд «Боярышня». Только Суриков с его «колористическим» видением истории мог превратить найденную «натуру» в большой характер, в точный исторический образ. В своих «Стрельцах», «Меншикове», «Морозовой» он создал сильные образы, раскрывающие русскую национальную красоту и силу духа.

Значительную часть членов Товарищества составляли художники-пейзажисты. Одним из первых передвижников, которые стояли у истоков ТПХВ, был академик, мастер эпического пейзажа Иван Шишкин. Он отличался особой привязанностью к натуре, не выбрасывал из картины ничего лишнего, случайного, создавая впечатление «правды». Яков Минченков в своих «Воспоминаниях о передвижниках» пишет, как однажды по желанию царя Шишкина с сопровождающим экипажем повезли в Беловежские леса «писать настоящий лес»… К художнику, работавшему над этюдом, подъехал управляющий лесами: «Нельзя ли полузасохшее дерево на этюде уничтожить? Ведь вы повезете картину в Петербург, а там посмотрят и скажут: „Ну и хорош управляющий — довел лес до того, что деревья стали сохнуть“». Кстати, пейзажи Шишкина экспонировались на первой передвижной выставке в Петербурге 29 ноября 1871 года, которая сразу получила признание публики.

И. И. Левитан. Перед грозой. 1879. Собрание НГХМ

Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870 году и просуществовавшее до 1923 года, — это не просто удачно найденная форма единения художников‑реалистов, на протяжении многих лет стремившееся к популяризации своих произведений: оно стало крупным явлением русской культуры.

Текст: Вера Хорошилова.

Поделиться: