16+
Журнал / НОЯБРЬ 2018

Любовь с детства

Человек развивается, когда он ассоциативно мыслит. Мы читаем книгу, и у нас в голове возникают красочные картины происходящего. Мы не видим форму, цвет, размер, не слышим голос, но ассоциативно выстраиваем все в сознании. Вот ребенок склонился над книгой — в такие моменты происходит интенсивное развитие мышления. И хотя возникающие ассоциации условны, чувства, которые этот маленький человек при этом испытывает, достоверны. Мы плачем, смеемся, грустим, гневаемся над книгой — все по-настоящему.

Театр — это тоже условность. Условность действия при достоверности чувств. Так же как и с книгой, в театре мы переживаем взросление, развиваемся, учимся думать и чувствовать. Театр — это модель отношений, он показывает нас самих. Да, мы видим лишь игру актеров — это могут быть куклы или живые люди. Мы видим действие, видим конкретных героев с характерами и поступками, но мы понимаем, что это игра, двухчасовой спектакль, а чувства переживаем подлинные, настоящие. Именно поэтому в театр человек должен приходить как можно раньше, в самом детстве. В этом залог нравственного и эстетического развития.

Нам в этом отношении повезло. У наших детей есть большой выбор для старта своего театрального опыта. В Нижнем Новгороде есть и театр кукол, и детский театр «Вера», и Театр юного зрителя. Старейший из них — ТЮЗ — готовится отмечать свое 90‑летие.

Весной 2018 года состоялась премьера детского спектакля по неустаревающему приключенческому роману Роберта Стивенсона «Остров сокровищ» (12+)

Я помню ТЮЗ, когда он был еще в здании на Грузинской улице, где сейчас расположен театр «Комедiя». Водили меня туда не учителя и не родители — я ходил туда сам. В возрасте 10–12 лет я приезжал из Сормова в верхнюю часть города, чтобы ходить по музеям и театрам. Делал я это самостоятельно, осознанно. И ТЮЗ был моей детской любовью — игравших тогда актеров я помню до сих пор.

Наибольшего расцвета, как мне кажется, театр достиг, когда его главным режиссером был Борис Наравцевич. Считаю, что именно в период его творческого руководства с 1970 по 1986 год Горьковский ТЮЗ был одним из самых сильных театров для юношества в стране.

«ТЮЗ был моей детской любовью — игравших тогда актеров я помню до сих пор»

Годы прошли, но неизменным осталось главное — уникальный формат театра. Кто такой «юный зритель»? С одной стороны, он уже не ребенок, а с другой — еще не взрослый. Это особая возрастная группа — условно от 12 до 18 лет. Ставить для такого зрителя спектакли — ответственная задача. Здесь не может быть нравственных экспериментов. То, что возможно в драматическом театре для взрослой публики, когда сценическое действие может быть провокационным, в театре для юных зрителей недопустимо. Подросткам нужно убедительно показывать добро, честность, ответственность, взаимопомощь, прощение. Нужно хорошо знать возрастную психологию, особенности подросткового развития и не навредить демонстрацией сомнений и мучительного выбора героев.

Конечно, основа репертуара такого театра — это школьная программа, мировая классика. Театры для детей и юношества, как библиотеки и музеи, являются частью системы образования и воспитания. Это тоже никуда не уходит в эпоху интернета.

Спектакль о подростках «Чик. Гудбай, Берлин» (16+) по роману Вольфганга Херрндорфа и пьесе Роберта Коаля был представлен публике осенью 2017 года

При этом во все времена в ТЮЗе шли постановки и для взрослых. Может быть так: человек с детства ходил в ТЮЗ, был его зрителем с 7–10 лет и остается верен своему выбору в дальнейшем. Просто поменялся — «повзрослел» — репертуар. А может быть и так: кто-то пришел на вечерний спектакль, чтобы познакомиться с этим театром, и увидел, почувствовал, что здесь его ждут, что будут рады всем поколениям его семьи. Потом этот человек приведет сюда своего ребенка.

Не важно, какими путями человек приходит в театр и становится зрителем. Главное, чтобы он приходил, и приходил как можно раньше. И потребность в таком приходе должна быть сформирована.

Текст: Сергей Горин

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: