16+
Журнал / НОЯБРЬ 2018

Фотографический Нижний

Нижний Новгород всегда был в гуще фотографических событий, несмотря на то что был городом провинциальным. Судьбе было угодно, что здесь творили выдающиеся мастера, чьи работы были известны по всей России и за ее пределами. Их наследие и сегодня востребовано, продолжатели их дела создают современную фотоисторию города и страны.

В XIX–XX веках в Нижнем работали лучшие российские фотографы — Михаил Настюков, Андрей Карелин, Максим Дмитриев. К ним специально приезжали посмотреть работы и поучиться мастерству. На Нижегородской ярмарке в летние месяца работала целая «фотографическая линия», куда съезжались фотографы из разных городов, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга.

В советское время славился фотоклуб «Волга», были известны имена Станислава Яворского и Юрия Шпагина. В 2004 году Русский музей фотографии, поддерживая замечательные традиции, открыл I Международный фотографический фестиваль «Волжская биеннале». Мы мечтали о том, чтобы Нижний Новгород стал фотографической столицей. И это случилось — сюда приезжали гости из Владивостока и Краснодара, Сургута и Смоленска, Перми и Самары, Екатеринбурга и Орла, Франции и Германии, Финляндии и Сербии, Узбекистана и Беларуси, Латвии и Украины. Голландии и Польши… Все приезжающие общались на едином понятном для всех языке фотографии — обсуждали, соглашались и тут же спорили, бродили по Нижнему Новгороду, слушали лекции и мастер-классы российских и зарубежных мастеров, ведущих фоторепортеров и известных фотохудожников, показывали им свои работы. Завязывались новые контакты, рождались новые идеи и новые имена. Уезжая, мечтали о новой встрече.

«Мы мечтали о том, чтобы Нижний Новгород стал фотографической столицей. И это случилось…»

Были разные сложности, но фестиваль выжил, появились постоянные друзья и партнеры, на которых можно было положиться. И в этот году мероприятия фестиваля стали охватывать уже не только исторический Нижегородский район, но и рабочие районы заречной части города: Автозаводский и Московский. Программа была разнообразной и насыщенной. Можно было увидеть итоговую выставку международного конкурса «Волжская биеннале — 2018» и проект Союза фотохудожников России «Молодые фотографы России», где были представлены лучшие работы лауреатов конкурса за 2002–2018 годы. На выставке «Польские индивидуальности» — познакомиться с творчеством Кшиштофа Гералтовского (Варшава, Польша), выдающегося портретиста современности, умело отражающего психологию человека и его внутренний мир при помощи света и композиции. Мустафа Дедеоглу (Стамбул, Турция) в проекте «Безвременность» показал зрителям Стамбул в виде поэтической картины, где важной частью каждой фотографии являлась эмоциональная и эстетическая составляющая. Что есть Куба? — задает вопрос Йоганнес Галерт (Дюссельдорф, Германия) в экспозиции своей выставки Cuba es Fidel, и выстроенный ретроспективный визуальный ряд дает нам ответ на этот вопрос. Черно-белые снимки были сделаны во время первой поездки на Кубу в 1988 году, цветные — за последние десять лет. Полна лирики и грусти экспозиция «Жизнь и воспоминания» Дарко Дозета (Нови-Сад, Сербия): родной город; матушка Россия и отчизна Сербия; православие, родная земля родителей, из которой в 1995 году выгнаны сербы; лошади с развевающемися гривами как вечное вдохновение… Валерий Самарин (Москва) раскрывал секреты волшебной бромо-серебряной ручной печати; Маргарита Федина (Москва) рассказала об особенностях фотосъемки архитектуры, а фотожурналист информационного агентства ТАНЮГ, фоторепортер сербской газеты «Вечерние новости» Дарко Дозет — о современной сербской фотографии. Многих привлекла лекция «Психологический портрет» Кшиштофа Гералтовского; Йоганнес Галерт, фоторепортер крупнейшей немецкой иллюстрированной газеты Bild, говорил, как и что надо снимать и с какими сложностями можно столкнуться во время фотосъемки на улице; нижегородский фотохудожник, известный далеко за пределами нашего города, Алик Якубович делился опытом создания фотографических проектов — «от идеи до реализации». Многие нижегородцы в эти дни привычное виртуальное общение поменяли на реальное и живое — и не пожалели.

Текст: Вера Тарасова

Фото: Роман Бородин, Вера Тарасова.

Поделиться: