16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2013

Эдуард Фертельмейстер

25 августа в Голливуде симфонический оркестр Лос-Анджелеса исполнил его сюиту «Реб Тевье». Буквально в это же время в Оксфорде оркестр Московской консерватории играл сюиту Эдуарда Борисовича «У. Шекспир в иллюстрациях для симфонического оркестра». Для самого народного артиста России эти события стали очередной вехой в творческой судьбе.

В пятом классе я впервые понял, что хочу быть музыкантом. Как раз в этот момент родители захотели забрать меня из капеллы мальчиков, где была слишком большая нагрузка, и отдать в обычную музыкальную школу. Однако я воспротивился, и это было первое серьезное решение, о котором не жалею до сих пор.

Формирование музыкального вкуса

В капелле мальчиков я, естественно, воспитывался на хоровых произведениях, а дома звучала самая разнообразная музыка. Моя мама играла на фортепиано и кроме английского языка преподавала уроки пения в школе. К нам часто приходили ее ученики, коллеги, друзья, и они устраивали вечера. Дома постоянно звучала живая музыка, начиная от фортепианных произведений и заканчивая песнями.

Эдуард Фертельмейстер за работой

Музыкальный синтез

За рубежом при хорошем музыкальном образовании сочетаются и классическая симфоническая музыка, и эстрадная. Сейчас эстрады как таковой не существует, ее заменил шоу-бизнес, а это ограничивает кругозор. Образованный человек способен играть и джаз, и эстраду, и классику. Посмотрите на нашего Евгения Брахмана, кроме того что он прекрасный академический пианист, он и замечательный джазовый музыкант. Да что говорить, Оскар Питерсон, известный американский джазовый пианист, преподавал в академии классическую музыку. Это вполне сочетаемые вещи, если есть образование и вкус.

Мои университеты

Окончив обучение на факультете хорового дирижирования Горьковской консерватории и пройдя службу в армии, я поставил себе цель стать симфоническим дирижером и готовился к поступлению в Ленинградскую консерваторию. Я был почти принят в класс к Илье Александровичу Мусину, великому дирижеру, который воспитал Гергиева, Темирканова и многих других. Однако у меня не приняли документы, потому что я не успел отработать три года. Со временем я изменил решение и поступил на факультет композиции в нашу консерваторию.

Процесс творчества

Вдохновение возникает как следствие серьезных событий в жизни, причем не только радостных. Оно может быть связано с трагедией, любовью, с людьми, которые тебя окружают. Однако, когда ты уже профессионал, вдохновение становится частью творческого набора, без которого невозможно работать, и приходит тогда, когда оно необходимо.

Главный урок

Основная мысль, которую я стараюсь донести до своих студентов, — исполнитель вторичен. Они должны уметь в нотах прочитать замысел композитора, понять и почувствовать, что несет эта музыка, кроме того что написано в нотах. Нота — очень условная запись, как и наша речь. Мысль гораздо шире. Я учу их быть музыкантами — читать между строк.

Юбилейный концерт Эдуарда Фертельмейстера

Творческое счастье

Я считаю себя счастливым человеком в творчестве. В моей жизни было множество замечательных моментов, когда оркестр исполнял мои произведения, а я слышал в них даже больше, чем закладывал. Мне очень понравилась работа над моим авторским диском, которую мы проводили с нашим симфоническим оркестром во главе с Александром Скульским. В какие-то моменты мне казалось, что музыканты играют именно так, как и звучало у меня в голове. С особым чувством я вспоминаю исполнение «Песен сердца» московским хоровым театром Бориса Певзнера. Совершенно блистательно исполнял мои произведения хор губернского хорового театра Саратова на съезде Союза композиторов в Москве.

Время рисковать

Поначалу я сомневался, браться ли за работу над мюзиклом «Коко Шанель». Однако либретто мне понравилось, и руководство театра оперы и балета постепенно увлекло меня этим проектом. В оркестр я ввел эстрадные инструменты, там будет ритм-группа, гитара и бас-гитара, аккордеон. Солистам нужно будет петь с микрофонами, потому что вся оркестровка сделана в стиле мюзикла. Певцы должны поменять манеру исполнения и проявить свои актерские данные. Безусловно, это риск, но все хотят попробовать что-то новое.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин, из архивов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки

Поделиться: