16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2013

Татьяна Цыганкова

После ухода с поста директора Нижегородского театрального училища Татьяна Цыганкова продолжает заниматься делом всей своей жизни — педагогикой. «Мне интересны люди, а люди молодые в период становления интересны вдвойне», — замечает Татьяна Васильевна. Кроме того, она активно участвует в выборе репертуара учебного театра. Училище, педагогика и театр по сей день остаются главным делом ее жизни.

Портрет современного молодого человека очень неоднозначен. Одна часть молодежи осознанно идет учиться, осваивает несколько иностранных языков, играет на музыкальных инструментах, занимается верховой ездой, танцами, много читает. Это независимые люди, которые не боятся высказывать свое мнение. Однако их не большинство. Другая часть ценит только деньги, считает, что если будет богатство, то автоматически придет счастье. В целом и ту и другую группу объединяет свобода.

У каждого своя дорога

Некоторые студенты, окончив училище, занимаются организациями праздников, работают на корпоративах, одним словом, стараются заработать как можно больше. А другие находят себя в профессии. Я с радостью наблюдаю за жизнью и работой Кати Вилковой. Она серьезная и вдумчивая девочка и сейчас очень востребована. Наташа Бочкарева тоже самостоятельная успешная актриса. Причем мне нравится, что они понимают — через умение, знание и развитие можно заработать деньги.

Спектакль «Свадьба Кречинского» на сцене учебного театра

Братство выпускников

Со временем отношения «учитель — ученик» перерастают в дружбу. Я скучаю по своим выпускникам, мы постоянно созваниваемся. Если я еду в Москву или Санкт-Петербург, то обязательно с ними вижусь. Недавно вместе с Наташей Сурковой, заслуженной артисткой, ездили на три дня в Михайловское. Я помню ее маленькой девочкой из Канавина, еще мало знающей, но с хорошей нравственной основой и целеустремленностью. Сейчас она такая красавица, умница — сама себя сделала. Мы с ней можем часами разговаривать, философствовать. Наташа Бочкарева, Катя Вилкова, Андрюша Ильин — это все мои друзья.

Как разглядеть талант

У нас было много студентов, которые не блистали во время учебы, а теперь успешно работают. Мне неудобно их называть, потому что сейчас они очень хорошие артисты, кто-то даже снимается у Михалкова. У моей подруги педагога училища Ривы Яковлевны Левите совершенно верное мнение на этот счет — надо относиться к студентам с терпением и развивать то, что заложено.

От школы к театральному училищу

В далеком отрочестве мне хотелось быть актрисой, но родители и дед были преподавателями, и папа мой сказал, что это не профессия. Я поступила в Горьковский университет, но интерес к театру остался. Я прошла спецкурсы по истории искусств, побывала во всех московских театрах и хранила мечту. Когда я работала в школе № 14, ко мне на практику пришел Анатолий Миронович Смелянский, впоследствии известнейший театральный критик. После окончания педагогического института он стал завлитом ТЮЗа. Годы спустя он случайно встретил меня и сказал, что я должна занять должность директора театрального училища, которая в это время освободилась. Я не могла об этом даже мечтать и, конечно, обрадовалась.

Сцена из спектакля «Три дня, две ночи»

Театральные эталоны

Я любила все спектакли Товстоногова, в моей жизни он самый главный авторитет. Первой постановкой, которую я увидела у Георгия Александровича, была комедия «Горе от ума». С нее началась и переоценка преподавания литературы. Георгий Александрович прочитал по-человечески эту пьесу, показав людей, а не схематичные образы. Молчалин у Товстоногова — красавец, его играл Лавров. В роли Чацкого был молодой Юрский, угловатый, неловкий. В Малом театре мне запомнились постановки пьес Островского, а в Вахтанговском театре меня покорил «Сирано де Бержерак». Никогда не забуду спектакль «Обвал» Темура Чхаидзе во МХАТе во времена перестройки. Валерий Белякович— режиссер с современным взглядом, и не всегда он мне близок, но у него есть один гениальный спектакль — «Вечер с бабуином».

Театр — дом

Долгое время театры были без главных режиссеров, которые являются художественными авторитетами и отчасти педагогами. Георгий Александрович Товстоногов, с которым я дружила, долго изучал актера и понимал, какую роль ему можно дать. По воспоминаниям Татьяны Дорониной, перед началом постановки новой пьесы он приходил с уже готовым видением спектакля и распределенными ролями. А когда главных режиссеров в театрах не стало, ушла творческая атмосфера. Молодое поколение высказывается за уничтожение репертуарного театра, хотя мы всегда гордились тем, что Станиславский построил эту систему, в которой театр — дом.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин, Александр Щербаков

Поделиться: