16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2013

«Волга и ея окрестности»

Я. Я. Вебер. На волжских просторах. 1935. (Авторское повторение «Баржи на Волге». 1908. Государственный Русский музей.) Энгельсский краеведческий музей. Фрагмент

Волга! Как она хороша осенью! А замечаем ли мы, волжане, ее красоту за вечными делами и жизненной суетой? Может быть, это свойственно только художнику с тонкой душой и точным глазом? Как она прекрасна на полотнах знакомых нам художников — братьев Чернецовых, Левитана, Васильева, Репина, и она такая разная!

В экспозиции Нижегородского художественного музея можно увидеть Волгу Никанора Чернецова, Исаака Левитана. Но есть художники, для которых Волга стала главной в жизненной и творческой судьбе. С необыкновенной трепетностью и любовью пишет Волгу живописец поволжский немец Яков Вебер (1870–1958), родившийся и живший на берегах Волги, получивший образование в Императорской Академии художеств. Кстати, его произведения сравнивали с полотнами Левитана, а Альфред Шнитке, земляк Вебера, называл его «певцом Волги». Произведения этого мастера волжского пейзажа находятся в музеях Поволжья, Государственном Русском музее, за рубежом и в частных коллекциях. К сожалению, работ Я. Вебера в собрании нашего музея нет. Но у нас все еще впереди: формирование музейного собрания — бесконечный процесс. В Центральном доме художника в Москве Международный союз немецкой культуры при поддержке Посольства Германии в России открыл первую персональную выставку работ Я. Я. Вебера – художника с трагической творческой и жизненной судьбой. Выставка посвящена 250-летию издания манифеста Екатерины II «О приглашении иностранных поселенцев в Россию».

И. И. Левитан. Баржа. Волга. 1889. Этюд. Нижегородский государственный художественный музей. Фрагмент

Интерес к искусству Якова Вебера не ослабевает, сегодня его знают, любят, ценят, изучают его творчество. Главное в нем — пейзаж, волжский пейзаж! И вся жизнь Вебера связана с Волгой. Он в отличие от многих художников, эмигрировавших из России (в трудные времена), никогда не хотел уезжать за границу, был истинным патриотом своей земли. Стоит согласиться с высказыванием художника Виктора Васнецова, что космополитического искусства нет и «всякое истинное живое искусство национально и все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве!»

В связи с репрессией, ссылкой в Казахстан (1938–1956) и утратой лучших произведений персональная выставка при жизни Я. Вебера так и не состоялась, несмотря на огромное желание художника найти свои работы и устроить передвижную выставку по волжским городам с названием «Волга и ея окрестности». «И я прощаюсь с лелеянной мыслью о персональной выставке и посмертную не хочу просто потому, что лучшие мои работы — где я их могу найти, да и есть ли они еще?!» (Я. Я. Вебер, Автобиография, 1957).

Я. Я. Вебер. Весенний разлив. 1910–1920 гг. Энгельсский краеведческий музей. Фрагмент

Какая-то удивительная тайна и символический смысл есть в том, что спустя 55 лет после смерти художника открыта его первая персональная выставка в Москве, чудом находятся, всплывают из небытия его лучшие произведения, картины реставрируются и обретают новую жизнь. И, может быть, стоит надеяться на продолжение этого яркого проекта в виде организации передвижной выставки художника по Волге (по волжским городам) и мечта выдающегося мастера волжского пейзажа сбудется? А начать можно с Нижнего Новгорода, города с высокой художественной культурой и крепкими традициями. В городе прекрасные музеи и выставочные залы, Центр немецкой культуры, талантливые художники, истинные любители и знатоки изобразительного искусства. Нижний Новгород связан своим местоположением и своей судьбой с Волгой. В нашем городе живут нижегородцы разных национальностей, но всех нас объединяет одно — мы волжане.

Так почему бы и нет?

Поделиться: