16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2014

Прощание славянки

Царственнопоставленный. 1998. Линогравюра, акварель

Нижний Новгород славится художниками, в большинстве своем живописцами. Графиков, мастеров гравюры у нас немного. Офорт, акватинта, литография, линогравюра, одним словом, графика — очень трудоемкий процесс. Она создается с помощью резца, травления или камня. И, не преодолев сопротивление материала, не владея художнической культурой, гравировальное мастерство сводится к набору бесполезных технических навыков. У этого вида искусства много сложностей — зеркальная передача изображения, использование нескольких досок для создания только одной гравюры, но имеется и одно большое преимущество — это возможность тиражирования, а значит доступность. Эстамп, книжная иллюстрация рассчитаны на широкий круг зрителей.

Фотопортрет художника. 2014

В сентябре в художественном музее состоялось открытие выставки одного из самых известных в Нижнем Новгороде художников-графиков. Свою персональную выставку с трогательным названием «Прощание славянки» представил художник-график, иллюстратор, живописец, коренной нижегородец Николай Павлович Мидов. Этот проект является очень важным в жизни художника, так как подводит итог большого творческого пути мастера. В октябре 2014 года Мидову исполняется 82 года. Николай Павлович родился в 1932 году в Горьком. Окончил сначала Горьковское художественное училище, затем в 60-е годы знаменитую «Мухинку» в Ленинграде (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной). В настоящее время он работает в области станковой графики и книжной иллюстрации.

Невидимая брань. 2014. Холст, масло. Фрагмент

В изобразительном искусстве о графике говорят, что это «искусство черного и белого». Но если внимательно смотреть на гравюру Мидова, то в разнообразии графических фактур, часто смешанной техники, комбинациях света и тени обязательно ощутишь цвет, увидишь в простых черно-белых сочетаниях сложные живописные отношения. Главные выразительные средства в гравюре — штрих и пятно, белый цвет бумажного листа — все это создает особое пространство гравюры. Основными темами для Николая Мидова являются любимые нижегородские и волжские мотивы: архитектура города, люди, живущие в нем, Волга. Для художника важно выдержать меру, передать гармонию мира и собственного духовного состояния, не злоупотребляя при этом различными техническими приемами. Выразительность мотива обеспечивается творческой фантазией художника, высоким мастерством исполнения и, гравюра «живет», радует зрителя благодаря внутреннему мироощущению автора, единству идеи и формы. Тонкость линии, легкость исполнения, отсутствие ложной красивости и эмоциональное содержание отличают творчество нижегородского художника. При сравнительно небольшом размере графического листа, в мелком масштабе он выстраивает полную картину образа, отражая историческую и бытовую правду или создавая фантазийные, декоративные виды Нижнего Новгорода. В фондах музея хранятся три замечательных листа 70-х годов с изображением любимых мест нашего города. Все знают Николая Павловича как великолепного графика, книжного иллюстратора, но не всем известен Мидов-живописец. Впервые на выставке можно увидеть и живописные произведения художника.

Владение рисунком, знание законов живописной гармонии, композиционное чутье, любовь и тяга к творчеству, самоотверженная привязанность к родному городу и избранному пути в искусстве — все это Николай Павлович Мидов.

Поделиться: