16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2015

Нижний выходит в тираж

Сентябрь 2015‑го в Нижнем Новгороде, да и по всей России, стал кульминационным месяцем Года литературы. Международная книжная ярмарка собрала десятки тысяч читателей в Москве; впервые в стране, в том числе в регионах, прошла акция «Литературная ночь», в Нижнем Новгороде состоялся уже второй фестиваль текстов об искусстве «Вазари». И, конечно, «Болдинская осень» — пушкинские чтения и фестиваль «Живое слово» в имении великого русского писателя. Книги пишут, книги издают, книги читают. Книги любят.

Ночь сотворчества

«Парень со спортивною фигурой и девчонка — тонкий стебелек» — стихи Эдуарда Асадова в чьем-то юношеском исполнении 5 сентября разносились на всю площадь Маркина. Человек 100, не меньше, образовали полукруг у фонтана, чей помост превратился в сцену с микрофоном, свободным для каждого. Чуть поодаль, на улице Рождественской, у дома № 19, из громкоговорителя на здании нижегородской организации Союза писателей России раздавались другие стихи и рассказы в исполнении авторов и даже рассуждения литературоведов. Прохожие оглядывались, вслушивались и с удовольствием разбирали небольшие книжки своих земляков с установленного рядом стенда. Примерно в это же время и в этот же день на другой площади города — Театральной — другой такой же свободный микрофон собрал у себя руководство области и видных нижегородских литераторов. Город читал стихи. Вслух. Город слушал. Город жил литературой.

Более 60 площадок Нижнего Новгорода в этот вечер были задействованы в проведении первой «Литературной ночи». Нижегородский государственный художественный музей и Нижегородский государственный выставочный комплекс подготовили специальные выставки и устроили чтения. В филиале Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Усадьба Рукавишниковых», открытого, как и все другие учреждения, для всех желающих, вспомнили о литературном наследии Ивана Рукавишникова — нижегородского писателя со славным именем, чей роман «Проклятый род» — как странно — трудно найти на прилавках книжных магазинов города. А в главном «книгохранилище» города, Нижегородской государственной областной научной библиотеке имени В. И. Ленина, случайный посетитель или знающий завсегдатай оказывались в «зимнем саду русской эмиграции в Париже», разгадывали кулинарные загадки по мотивам детективных произведений или становились зрителями поэтического спектакля. «Потихонечку люди начинают возвращаться к книге, — рассказывает замдиректора Ленинки Маргарита Кувшинова, — а библиотека все чаще становится для них местом общения. Кто-то получает возможность показать себя, самореализоваться, а кто-то — утолить свой интеллектуальный голод».

Литературная ночь стала поводом вспомнить о наследии нижегородского писателя Ивана Рукавишникова

«Современники» и современники

«Голос», «Современники» — сборники произведений горьковских писателей выходили немыслимыми для нынешних времен тиражами: по 15, а то и по 50 тысяч экземпляров. Образованное в 1932 году Волго-Вятское книжное издательство объединило в себе два — Горьковское и Кировское и публиковало как местных авторов, так и произведения «школьной программы» и собрания сочинений отдельных авторов. Книги в обязательном порядке расходились по всем, в том числе ведомственным, библиотекам, причем не только Горького и Кирова. Тиражи поступали в книжные магазины, распространялись через сеть киосков «Союзпечать» и даже по линии облпотребсоюза. «Все наши книги расходились, их раскупали», — вспоминает Людмила Чандырина, долгое время работавшая редактором в ВВКИ. И если тиражи общественно-политических изданий держались на уровне трех-пяти тысяч экземпляров, то художественная литература достигала 100 тысяч. «Вот, например, Мельников‑Печерский 1978 года издания, — перебирает Людмила Григорьевна свой домашний архив. — Тираж 75 тысяч!»

Современным нижегородским издательствам такие тиражи и не снились. Главный редактор издательства «Кварц» Ольга Наумова, также работавшая в ВВКИ, рассказывает, что даже три тысячи экземпляров считается очень большим показателем, чаще же всего тираж выпущенной в Нижнем Новгороде книги составляет тысячу. И это для серьезных, крупных издательств города, к которым можно отнести ДЕКОМ, «Кварц», «Бегемот», «Литера», «Дятловы горы», «Книги», «Родное пепелище».

«Средний тираж поэтического сборника нижегородского автора — это 200–300 экземпляров, прозы — 500», — добавляет председатель Нижегородской организации Союза писателей России Валерий Сдобняков. Региональное отделение СПР и само выступает в качестве издательства, готовя в год по 20 наименований книг.

Но если смотреть на общую статистику, а к книгам добавлять выпущенные в Нижнем Новгороде брошюры, в том числе университетские, то Нижегородская область и вовсе оказывается в лидерах. По данным Российской книжной палаты, в 2014 году в регионе выпущены в свет книги и брошюры 1122 наименований общим тиражом около шести миллионов экземпляров. Для сравнения, еще в 2010 году общий тираж составлял около 3,3 миллиона, а количество наименований — чуть более тысячи. По общему тиражу издаваемых книг Нижегородская область уверенно лидирует среди регионов Приволжского федерального округа, — не без гордости отмечают в областном министерстве информационных технологий и СМИ, при котором с 2008 года действует Издательский совет и реализуется государственная программа поддержки книгоиздательской отрасли. «Наша область уникальна: и потому, что есть областная программа поддержки книгоиздания, и по уровню издательств», — отмечает редактор ДЕКОМа Виктория Азарова.

Около трех тонн книг было раскуплено во время книжной ярмарки в Арсенале

Тексты о текстах

Тем более странно, что в Нижнем Новгороде до сих пор не существует собственной книжной ярмарки если не московского, то хотя бы воронежского масштаба. Впрочем, и в этом направлении определенные подвижки есть. «Великолепная семерка» нижегородских издательств в сентябре была отдельно представлена на Международном бизнес-саммите на Нижегородской ярмарке. Но, конечно, главным книжным событием и прошедшего месяца, и всего Года литературы в Нижнем Новгороде стал второй Фестиваль текстов об искусстве «Вазари», названный по имени итальянского архитектора и художника Джорджо Вазари — основоположника современного искусствознания.

Во‑первых, все четыре дня фестиваля в Арсенале проходила та самая книжная ярмарка, которой так не хватает городу. Представлены на ней были как нижегородские, так и московские, екатеринбургские, питерские издательства и даже магазины из Казани, Ярославля и Перми, специализирующиеся на продаже литературы об искусстве. «Такого в Нижнем не купишь!» — восклицали посетители. Три тонны книг — более тысячи наименований были раскуплены почти полностью, а это значит, что в городе растет интерес не просто к литературе, а к литературе интеллектуальной.

Во‑вторых, в рамках фестиваля издательства устраивали небольшие презентации. Например, тот же ДЕКОМ представлял уникальные книги, посвященные музыке и музыкантам. А группа молодых нижегородских поэтов заявила о создании нового издательства «Красная ласточка», которое, по замыслу, будет специализироваться как на современной российской поэзии, так и на переводной литературе и книгам по искусствоведению. «Это сообщество художников и теоретиков, которые хотели бы влиять на издательскую политику в русскоязычном контексте», — попыталась объяснить цель «Красной ласточки» одна из его учредителей Евгения Суслова.

И, наконец, в‑третьих, «Вазари» пусть всего на четыре дня, но превратил Нижний Новгород в центр искусствоведения и культурологи России, собрав на площадях Арсенала имена, известные даже далеко за пределами страны: историков искусства Аркадия Ипполитова и Федерику Росси, искусствоведов Алексея Юдина и Анатолия Голубовского, критиков Марию Шубину и Валентина Дьяконова, медиаменеджеров Филиппа Дзядко и Илью Венявкина, писателя Дениса Драгунского и многих других.

Литературные критики и известные медиаменеджеры объединились на площадке «ВазариФеста»

Методическое пособие

Литературная жизнь Нижнего Новгорода, и это тоже отмечали участники фестиваля «Вазари», разнообразна, активна и показательна. В городе действуют региональные отделения, пожалуй, всех писательских объединений федерального уровня, в том числе Союза писателей России, Союза литераторов России, Российского союза писателей и так далее.

В старейшее из них — Нижегородскую организацию Союза писателей России — на сегодняшний день входят 64 человека. Кстати, одним из последних в организацию был принят заслуженный артист РФ Александр Мюрисеп. Впрочем, новые авторы не спешат становиться членами официальных организаций. «Я пишу 15 лет, но для меня всегда любое лито было явлением отрицательным, негативным», — признается поэтесса Евгения Суслова. При этом она является активным членом неформального, но очень активного объединения «Нижегородская волна», руководитель которой Евгений Прощин на фестивале «Вазари» представил проект «Открытый регион». Цель проекта — стереть границы литературной жизни разных областей и республик, а в конечном счете и вовсе устранить деление на «провинцию и непровинцию». Коллеги из Самары, Саратова, Казани и Рязани активизироваться вслед за Нижним не спешили, но почти безоговорочно признавали: литературная жизнь Нижнего Новгорода сегодня становится образцом для подражания. Хотя бы для регионов.

Текст: Максим Калашников

Фото: Максим Калашников, Роман Бородин.

Поделиться:
Публикации по теме: