16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2015

Ольга Эрзютова: «Нужно, чтобы нижегородцы знали писателей-земляков»

Директор издательства «Бегемот» о проекте «Нижегородское собрание сочинений» и сохранении книжной культуры.

Ольга Викторовна, с какими проблемами сталкиваются нижегородские издательства, берущие на себя смелость издавать художественную литературу?

Можно говорить примерно о десяти активно работающих, заявляющих о себе региональных издательствах, хотя список, конечно, больше. В основном они выпускают книги по краеведению, презентационные издания для гостей города, нон-фикшн, встречаются научные и детские издания. Художественная литература издается крайне редко, и чаще всего это происходит за счет автора. По нашему небольшому опыту, издание авторской поэзии или прозы — дело абсолютно некоммерческое. Даже минимальные тиражи в тысячу экземпляров расходятся с трудом.

Проект «Нижегородское собрание сочинений» реализуется с осени 2014 года. Каким стал для вас завершающийся Год литературы?

Сложным. Что-то не оправдало надежд, что-то приходилось корректировать в процессе. Пилотным изданием прошлой осенью стала книга Елены Крюковой «Беллона». Формально она издана вне проекта, предшествовала ему. Непосредственно в рамках «ННСС» уже вышли роман Ильдара Абузярова «Финское солнце» и сборник повестей Анны Андроновой «Хирургический день». На выходе из печати сборник прозы «Свои», куда вошли произведения Владимира Гофмана, Сергея Долженко, Андрея Иудина, Антона Лукина, Виктора Карпенко, Александра Котюсова, Андрея Кузечкина, Захара Прилепина, Олега Рябова, Николая Свечина, Евгения Эрастова. Эта книга издается в рамках программы финансовой поддержки регионального книгоиздания. Далее в этом году — роман Валерия Хазина «Прямой эфир» и сборник поэзии «Настоящие» под редакцией Марины Кулаковой.

Хочу подчеркнуть, что отбор авторов для публикации в «ННСС» осуществляет экспертный совет, в который входят преподаватели филологического факультета ННГУ. Они ведут серьезную работу, каждую рукопись прочитывают несколько специалистов.

Наша задача состоит в том, чтобы книги нижегородских писателей знали, читали, обсуждали. Это, если хотите, наша гуманитарная миссия. Но практика наших литературных встреч-презентаций, а их в прошлом и в этом году было много, показывает, что этой читательско-писательской связи или не существует, или она очень непрочная. Особенно это касается юного поколения. Показательной в этом отношении была встреча с молодыми активистами в лагере во время весенних школьных каникул. После вопроса, кого они знают из нижегородских писателей, повисла тишина, пока кто-то не произнес: «Максим Горький». Через некоторое время раздался неуверенный голос: «Захар Прилепин». Больше имен мы не услышали. А ведь только в «ННСС» на сегодня задействованы более 20 нижегородских авторов. Конечно, в библиотеках ситуация иная, круг известных писателей там значительно шире благодаря и журналу «Нижний Новгород», и той активной работе, которую сегодня ведут сами библиотеки, проводя встречи с писателями.

Очевидно, что встречи читающих и пишущих, просто читающих важны для формирования литературной среды.

Конечно, именно поэтому мы так активно проводим наши чтения, встречи с авторами, обсуждения книг. Уже традиционной площадкой стал Арсенал, мы бываем с презентацией книг проекта в вузах города, их список постоянно расширяется.

Книга должна жить. Существует отдельная культура — культура чтения, причем чтения вслух. Я считаю просто бесподобными проекты, когда люди друг за другом вслух читают на аудиторию какие-то произведения. И мы, представляя наши издания, в обязательном порядке читаем фрагменты перед аудиторией. Чтение — важная часть духовного воспитания, и важно, чтобы дети читали, чтобы они слушали книги в исполнении родителей с самых первых дней своей жизни. Мы разучились разговаривать, мы разучились писать — сегодня мы производим не речь, а смайлики с многоточием.

Каковы планы по дальнейшей реализации «Нижегородского собрания сочинений»?

Сейчас уже скопилось много рукописей. Нам бы очень хотелось в рубрике «Наследие» издать ранее не публиковавшийся роман Вадима Рыжакова «Мой милый маленький друг». И я очень надеюсь, что областная программа поддержит его издание. Также в нашем портфеле большая семейная сага Марины Кулаковой, романы Евгения Эрастова, Андрея Иудина, Андрея Кузечкина. Возможно, будет второй сборник прозы.

Все наши издания мы стараемся номинировать на различные литературные премии. Роман «Беллона» стал лауреатом престижной премии имени Гончарова, Ильдар Абузяров вошел в лонг-лист премии «Ясная Поляна», сборник Анны Андроновой мы подали на премию Бунина, а также премию «НОС», основанную благотворительным фондом Михаила Прохорова. Наши последующие книги мы также будем номинировать, потому что зачастую читатели ориентируются сегодня в океане книг по спискам лауреатов.

В этом есть свой безусловный плюс, однако многие хорошие книги просто не попадают в лонг- и шорт-листы…

Конечно, и в результате они остаются за бортом не только премиальным, но и читательским. Но они пытаются презентовать себя, рассказать о себе другим способом. Хотя им, безусловно, сложнее.

Мы сейчас в начале пути, нужно двигаться дальше. При этом понятно, что мы ориентируемся на среднее и молодое поколение, и это определяет и сам выбор авторов. Нам интересно показать нижегородцам тех, кто хорошо пишет, но, например, мало известен или мало издается.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Публикации по теме: