16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2015

Вера Шанцева: «Читатель стал требовательнее

Директор Дома книги о самом большом книжном магазине в городе.

Вера Александровна, Дом книги является одним из самых известных книжных магазинов города. Насколько богата его история?

В этом году Дому книги на площади Ленина исполняется 40 лет. Об этом факте, кстати, нам напомнили сами посетители нашего магазина, и действительно, согласно документам здание, в котором мы находимся, было достроено в 1974 году. О том периоде мне рассказывать довольно сложно, поскольку я начала работать здесь позже, но, как и многие нижегородцы, сохранила собственные воспоминания об этом магазине. Это было любимое место, одно из немногих, где можно было достать книгу, хотя, конечно, часто приходилось ездить за ними в Москву. Будем ли мы отмечать эту дату? Если и будем, то, как говорится, «в бою», потому что работаем без выходных. У меня просто не поднимется рука закрыть магазин даже на день, потому что к нам приезжают не только нижегородцы, но и люди из области и других регионов. С советских времен у читателей отложилось в памяти, что если он хочет найти книгу, должен приехать именно сюда, на площадь Ленина.

Как изменился читатель за последние годы по вашим наблюдениям?

Он стал более подготовленным, более требовательным. Иногда, кажется, что покупатели знают о книгах даже больше, чем сотрудники Дома книги: многие в курсе, когда должна выйти новинка, следят за жизнью писателей и могут рассказать, что будет модно читать через несколько месяцев. Часто они просто показывают консультанту обложки книг или список желаемых изданий прямо на экранах своих гаджетов.  Одним словом, читатель точно знает или хотя бы примерно представляет, за чем он идет.

Изменился ли поток покупателей, можно ли сказать, что Нижний Новгород — читающий город?

Мне сложно судить, ведь я человек предвзятый. Представьте, я провожу в Доме книги около 12 часов в день и на протяжении всего рабочего времени вижу покупателей.  Конечно, у меня складывается ощущение, что читающих людей в городе много. Посмотрите — даже сейчас, в будний день, в обеденное время, нижегородцы выбирают книги. Люди читают, и есть ощущение, что в этот сложный экономический период стали читать еще больше, возможно, стараются абстрагироваться от материальных ценностей и обращаются к ценностям духовным. К нам приходит и молодежь, и те, для кого чтение давно стало привычкой.

Насколько подорожала книжная продукция?

Я бы сказала, что не так сильно, как мы ожидали, примерно на 10%. С учетом увеличения цен на бумагу, типографские услуги и другие параметры, входящие в себестоимость, прогноз был на уровне 30%. Книги по-прежнему не являются роскошью, к примеру, издательства не подняли цены на покетбуки, они так и остаются в пределах 90–120 рублей. При этом качество бумаги книг в мягком переплете значительно возросло. Бизнесу в России сейчас непросто, и не только книжному, поскольку покупатели начали внимательно считать свои деньги, следить за расходами. Могу сказать, что у нас продажи не упали.

Интернет и развитие рынка электронных книг по-прежнему являются угрозой для печатных изданий?

Мне кажется, что мода на скачанные в Интернете книги постепенно проходит. Примерно в 2012 году произошел взрыв популярности электронных гаджетов для чтения, когда казалось, что книга в ее вещественном виде перестанет существовать, что технологии победят, а книжные магазины закроются. В итоге сейчас далеко не все издания появляются в Интернете, поскольку авторы стали осторожнее и знают, что если их произведение появилось в электронном формате, то впоследствии его не напечатают. Это закрывает доступ к настоящей читающей аудитории и оставляет писателей без гонораров. Кроме того, в обществе появилась четкая граница между теми, кто предпочитает читать на бегу с экрана, и любителями настоящей книги.

У Дома книги есть филиалы на Большой Покровской и в Верхних Печерах. Отличается ли в них ассортимент? 

В небольших магазинах в верхней части города мы стараемся выставлять то, что хорошо продается, то есть бестселлеры, а на Ленина люди едут за редкими книгами. И все же, по моим наблюдениям, в каждом магазине есть свои покупатели. К примеру, мы пробовали завозить на Покровку историческую и мемуарную литературу, но она абсолютно не пользовалась спросом. При этом здесь, на Ленина, у нас один из самых больших в городе отделов публицистики и книги по истории, особенно о тех ее страницах, что не освещались в советские годы, расходятся великолепно. В главном Доме книги самая искушенная публика, и порой очень трудно объяснить, что если книга вышла в 2002 году, ее не может быть в издательстве и тем более у нас в магазине. Не может она 13 лет ждать своего покупателя. Так же как если вы пойдете в магазин одежды и захотите найти юбку из коллекции 2002 года, вы ее не найдете!

Все же что в первую очередь входит в сферы интересов нижегородцев?

Я уже упомянула, что это история, мемуары и современная публицистика. Большой популярностью пользуется современная зарубежная проза и зарубежная классика, особенно та, что раньше практически не выходила в СССР. Несмотря на то что наша страна открыта вот уже 25 лет, не бывает ни дня, чтобы у нас не продавался Сэлинджер и братья Стругацкие. Продаются, кстати, и нижегородские писатели во главе, конечно, с Захаром Прилепиным.

Беседовала Алина Мазина

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Публикации по теме: