16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2015

По мотивам русской классики

Проект под названием «Русская хрестоматия» открылся 30 сентября в новом пространстве на первом этаже ВВФ ГЦСИ «Арсенал». Сменив закрывшуюся выставку «Музей великих надежд», он логически продолжает идею предшественника — посмотреть на историческое, а в данном случае литературное, наследие сквозь призму восприятия современных художников.

40 отечественных мастеров дают собственную интерпретацию произведениям русской классики XIX века: «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова, «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя и «Волки и овцы» Александра Николаевича Островского.  

Сергей Волков из серии «Школьные доски» и «Галатея» Бориса Стучебрюкова

На первый взгляд, тема выставки звучит понятно даже для неподготовленного посетителя. Все эти произведения входят в школьную программу, а цитаты из них давно укоренились в разговорной речи. Однако «Русская хрестоматия» и ее арт-объекты практически не цитируют и не иллюстрируют литературные труды Грибоедова, Островского и Гоголя. Художники, преимущественно московские концептуалисты, решаются по-своему интерпретировать темы, заявленные писателями XIX века, и собственными методами изобразить проблематику, оставшуюся злободневной спустя столетия. Литература и искусство в данном случае находятся в равноправных отношениях, при этом искусство шагает за границу текста и ставит собственные эксперименты. Например, предлагает осмотреть мозг как арт-объект, чтобы понять, почему ум порождает горе. Или стремится понять, куда уходит душа — живая и мертвая. Или, наконец, перемешивает волков с овцами и ищет, от кого в действительности исходит угроза.

Картина «Мертвые души осетровых» Николая Овчинникова выполнена из настоящей икры

Для московского куратора Веры Погодиной выставка «Русская хрестоматия» давно превратилась в книгу с несколькими главами, которую она пишет, не приближаясь при этом к концу. Первая в рамках проекта экспозиция под названием «Война и мир» состоялась еще в 2001 году. А незадолго до открытия в Нижнем Новгороде Вера презентовала выставку «Путешествие из Москвы в Петербург». Данный проект она создала совместно с Государственным литературным музеем и презентовала несколько самостоятельных «отрывков» в рамках третьей, четвертой и пятой Московской биеннале современного искусства. В нижегородском Арсенале, по сути, сбылась ее кураторская мечта: соединить сразу несколько глав «Русской хрестоматии» в единый том.

Картина Александра Виноградова и Владимира Дубосарского «Волк и художник» и инсталляция Романа Сакина «Собрание жильцов»

Первая глава «Горе от ума» преисполнена иронией. Художники представляют аллюзии на самые спорные изобретения человечества или примеряют на себя роль Чацкого, любуясь собственными произведениями, которые далеко не всегда понятны простому зрителю. Так, Сергей Волков изображает мелом на школьной доске Вавилонскую башню — олицетворение человеческого горя от ума, а Борис Стучебрюков создает собственную Галатею, правда, из тысяч бритвенных лезвий. На переходе к теме о «Мертвых душах» зрителей встречает сам Павел Иванович Чичиков, вписанный по воле Александра Савко в пейзаж известной картины «Утро родины». Этот зал в большей степени посвящен истории создания произведения: сожженного второго тома и мифического третьего, а также мистике, неразрывно связанной с Гоголем. Наконец, третья глава «Русской хрестоматии» приводит в мир иллюзий по Островскому, где волки превращаются в овец и наоборот, Красная Шапочка угрожает волку, а римская волчица вскармливает ягнят. Если вам так и не удалось разобраться, кто есть кто, то в конце осмотра присоединяйтесь к инсталляции «Собрание жильцов» и попробуйте осмыслить все, что увидели на выставке «Русская хрестоматия».

Текст: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин.

Поделиться: