16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2015

Горе от любви

Громкая премьера открыла новый театральный сезон в Нижегородском ТЮЗе. «Громкая» в данном случае не означает ничего скандального, значимость нового спектакля заключается в выборе произведения, подлинной вершины русской литературы, — комедии «Горе от ума». Главный режиссер театра Виктор Шрайман постарался дословно перевести великий текст пьесы в сценическое действие и буквально воссоздал эпоху начала XIX века. Однако даже в классической постановке режиссера нашлось место театру теней и даже… хорьку.

Уже сейчас можно предсказать, что на «Горе от ума» в постановке Виктора Шраймана придут, пожалуй, все школьники нашего города. А значит, кажущаяся простота и буквальная трактовка пьесы обретают особую ценность. Зрители услышат текст, увидят точное воплощение эпохи и попробуют понять замысел автора. «Мне не хотелось „танцевать“ на этом великом произведении. Наша задача состояла в том, чтобы раскрыть смыслы, заложенные в нем автором, и окунуться в культуру того времени», — говорит режиссер.

Николай Шубяков в роли Молчалина и Диана Шрайман в роли Софьи

Комедия Грибоедова основана на принципе классицизма: триединстве места, времени и действия, хотя последнее нарушается усложнением сюжетной линии, что и делает ее новаторской для своего времени. Единство места соблюдено в сценографии спектакля: сюжет пьесы разворачивается в доме Фамусова, и на протяжении всех двух актов актеры играют на фоне неменяющихся декораций: здесь караулит Лиза Софью и Молчалина, Фамусов дает наставления Петрушке, гости встречаются на балу. Такая статичность картинки может показаться сложной молодому поколению, привыкшему к визуальным эффектам, однако постановочная группа нашла интересный художественный прием в виде театра теней — прогуливающихся в галерее гостей бала. Динамику действию добавляют и слуги, которым режиссер разрешил «хулиганить» на сцене.

Актриса Ирина Долганова и хорек по кличке Толстый

За комедийную составляющую в постановке отвечает целый ряд персонажей. Служанке Лизе Грибоедовым отведена значимая роль, а вот буфетчика Петрушу наделяет характером и даже легким заиканием сам режиссер. Невозможно смотреть без смеха на полковника Скалозуба, воплощенного Олегом Фаттаховым, Загорецкого Александра Айрапетова и, конечно, на хорька по кличке Толстый, который сыграл прелестного шпица старухи Хлестовой. В целом в постановке занята большая часть труппы — 22 актера, многим из которых удалось довести до абсолюта черты характеров, задуманных Грибоедовым. Чего стоит только Молчалин (Николай Шубяков), «умеренно и аккуратно» цедящий слова чуть ли не по слогам.

В спектакле задействованы 22 актера

Главный экзамен зрителю этого спектакля сдает, конечно же, Чацкий. Его сыграл молодой актер Никита Чеботарев. Как рассказал Виктор Шрайман, многие сомневались в способности артиста воплотить столь знаковую роль, которую априори и зрители, и специалисты будут рассматривать буквально под микроскопом. Однако режиссер не побоялся вывести на сцену нового Чацкого — Чацкого современного поколения, актера одного возраста со своим героем. Именно это соответствие помогает постичь драму главного персонажа, поверить ему. Ведь Александр Андреевич в этой постановке предстает прежде всего человеком, страдающим от неразделенного чувства, в то время как социальный конфликт Чацкого и московского общества отходит скорее на второй план. «Горе от ума» Виктора Шраймана — все же спектакль о любви, и в этом кроется его притягательная сила.

Текст: Алина Мазина

Фото: Роман Бородин.

Поделиться:
Публикации по теме: