16+
Журнал / ОКТЯБРЬ 2016

Машина времени

28 сентября в нижегородской культурной среде произошло поистине уникальное событие. В стенах НГХМ начала работу выставка полотен русских живописцев из собрания Третьяковской галереи. Такой роскошный подарок жителям нашего города нижегородский музей сделал в честь собственного 120-летия и юбилея открытия Всероссийской промышленной и художественной выставки 1986 года. Причем часть представленных картин являются свидетелями тех событий.

В последние годы Третьяковская галерея своими масштабными проектами заново начала открывать русское искусство для жителей нашей страны. Достаточно вспомнить длинные очереди желающих попасть на выставки живописи Серова и Айвазовского. На этот раз знаменитая галерея решила поделиться своими сокровищами с Нижегородским государственным художественным музеем. Выставка «На рубеже веков. Шедевры Государственной Третьяковской галереи» стала поистине царским подарком на 120‑летие нашего музея. В его залах разместились 30 работ великих классиков русской живописи, однако особая ценность этой экспозиции заключается в том, что десять из них были представлены на Всероссийской промышленной и художественной выставке 120 лет назад. Из собрания Третьяковской галереи в Нижний Новгород прибыли, пусть и не на долгое время, картины Репина и Поленова, Нестерова, Серова, Левитана, Богданова-Бельского, Архипова и других мастеров, а также одно из самых масштабных панно северного цикла Коровина — «Базар у пристани в Архангельске». В 1896 году оно находилось в отдельном павильоне выставки «Крайний Север». Эта и другие работы, представленные тогда в Нижнем Новгороде, вызывали большой интерес публики, иногда — отторжение и непонимание, но сегодня современные зрители способны изучить по ним историю отечественного искусства.

Среди шедевров — и «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» художника Николая Богданова-Бельского

Большая часть представленных картин находится в постоянной экспозиции Третьяковки, и тем не менее полотна покинули родные стены ради нижегородского юбилея. Так, картина Врубеля «К ночи», одно из самых знаковых произведений этого художника, никогда до этого не экспонировалась в российских городах за пределами столицы. Еще одним сюрпризом для нижегородцев стали портреты певца Франческо Таманьо и известнейшего коллекционера П. И. Харитоненко кисти Серова. И это особенно приятно, если вспомнить, какой феноменальный успех имела выставка этого художника.

Картина Михаила Врубеля «К ночи» впервые покинула стены Третьяковки ради регионального музея

Все полотна, представленные на экспозиции, объединяет глубокое чувство патриотизма и любви к России, которое, пусть и по-разному, видно в каждой работе. За некоторые в буквальном смысле шла борьба между российскими музеями и галереями. Так, Государственный исторический музей первым подал заявку на экспонирование полотна «Базар у пристани в Архангельске». В итоге был найден компромисс, и в ГИМ отправилась известная работа Васнецова «Ковер-самолет» из коллекции НГХМ, а полотно Коровина, словно на машине времени, совершил путешествие в Нижний Новгород.

До 10 ноября нижегородцы могут почувствовать себя посетителями московской галереи, не выезжая в столицу

Выставка «На рубеже веков» будет интересна абсолютно всем зрителям: и тем, для кого имена художников только на слуху, и профессионалам, поскольку в этой экспозиции знаменитые авторы открываются порой с неожиданной стороны и в непривычных жанрах.

Текст: Алина Мазина

Фото: Евгений Алексеев, Андрей Абрамов.

Поделиться: