16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2013

Предложения. Прогнозы. Планы

На 18 сентября в городской Думе назначено первое заседание осенней сессии. А всего до конца года по плану их будет проведено 4. Но депутаты еще не раз соберутся на рабочие заседания комиссий, где обсудят вопросы, важные для горожан и для развития Нижнего Новгорода.

Олег Сорокин, глава Нижнего Новгорода:

Депутаты поддержали предложения администрации города, увеличив доходную часть бюджета еще на 271 миллион рублей. Мы направляем дополнительно 40 миллионов рублей на ремонт аварийных кровель в образовательных учреждениях города, на чем настаивали депутаты. 35 миллионов рублей мы добавляем на ремонт дорог общего пользования. 25 миллионов рублей пойдут на нужды управления по благоустройству города (из них 8 миллионов — на снос аварийных деревьев, 12 миллионов — на содержание городских кладбищ, 5 миллионов — на вывоз несанкционированных свалок с территории города). 61 миллион рублей мы направляем на программу антитеррористических мероприятий на метрополитене, 55 миллионов также выделяется на метро для продолжения строительных работ (строительство тупиков от станции «Московская» до будущей станции «Волга» по Сормовско-Мещерской линии. Чтобы доходная часть бюджета неуклонно росла, депутаты согласились дополнить прогнозный план приватизации двумя объектами — имуществом военных городков, переданных в собственность города (речь о двух казармах на Московском шоссе). По имуществу и земельным участкам военных городков в КУГИ и ЗО идет планомерная работа, объекты оформляются и включаются в план приватизации. Отрадно отметить, что доходы городского бюджета растут, и основные бюджетные параметры выглядят на сегодняшний день так: общий объем доходов — 19 миллиардов 973 миллиона рублей, расходов — 21 миллиард 448 миллионов рублей, размер дефицита — 1 миллиард 474 миллиона рублей. Под особым контролем городской Думы находятся важнейшие социальные вопросы: сокращение очередности в детские сады и реализация программы волнового переселения граждан из аварийного и ветхого фонда. Мы выбрали путь строительства новых дошкольных учреждений — современных, красивых, удобных, расположенных, как правило, в новых спальных микрорайонах. Тем самым мы создаем новые городские территории. Реализации этой программы я уделяю особое внимание и считаю, что сегодня есть все условия сдержать данное нижегородцам обещание. Не менее пристальное внимание в городе уделяется реализации программы расселения жителей аварийного и ветхого фонда. Мы подобрали земельные участки в хороших местах. Самое главное — жители ветхих и аварийных домов переезжают не в маневренный фонд, не во вторичное жилье. Теперь для всех предоставляются новые квартиры с ремонтом, со всем необходимым оборудованием. Будем действовать последовательно, с ветхим и аварийным фондом постепенно справимся, чтобы нижегородцы жили в благоустроенных квартирах.

Елизавета Солонченко, заместитель главы Нижнего Новгорода, председатель постоянной комиссии по имуществу и земельным отношениям:

Самое важное, чем комиссия по имуществу будет продолжать заниматься во втором полугодии, — это вопросы, связанные с деятельностью комитета по управлению городским имуществом. Основная тема для депутатского контроля и обсуждения — военные городки, переданные от Министерства обороны в муниципальную собственность. Также комиссия планирует вернуться к вопросу инвестиционных контрактов и продаже долей города. Депутаты уже обсуждали необходимость внесения изменений в инвестконтракты с точки зрения порядка оформления долей города, в том числе и обесцененных долей, и максимальной выгоды для города при их продаже. С юридической точки зрения поправки в инвестконтракт готовятся, и в октябре мы их обсудим на комиссии. Под контролем имущественной комиссии традиционно будут находиться вопросы инвентаризации городской земли, поступления платежей от арендной платы (имеется в виду комиссионная работа по должникам), как всегда будем рассматривать обращения граждан.

Вячеслав Растеряев, председатель комиссии по развитию города, строительству и архитектуре:

Для нашей профильной комиссии постоянными являются вопросы волнового расселения жителей из ветхого фонда, а также проблемы, связанные с развитием застроенных территорий. На данный момент подписаны десятки договорных обязательств между застройщиками и администрацией, но, к сожалению, они или не выполняются, или работа по их выполнению идет крайне медленно. Ситуация находится под пристальным вниманием депутатов, мы неоднократно обсуждали меры по ее преодолению и планируем в ближайшее время — на заседании комиссии в сентябре — рассмотреть вопрос о развитии застроенных территорий. В одном случае сложность этих вопросов заключается в необходимости доработать вопросы выделения средств на завершение строительства, например детских садов, притом что проблемы проектирования и отвода земельных участков уже решены. Проблема с застроенными территориями имеет другую природу — она возникла, потому что в свое время площадки по программе развития застроенных территорий выделялись с подписанием договорных обязательств до кризиса 2008 года. Цены, которые существовали тогда, конечно, за последнее время кардинально изменились, поэтому условия, на которых были предоставлены земельные участки, сегодня для многих застройщиков являются невозможными. Пересматривать эти условия очень сложно, поэтому мы пытаемся урегулировать проблему с юридической точки зрения. Мы представили администрации города свои предложения о том, каким образом ускорить этот процесс и что сделать для того, чтобы застройщик был заинтересован в продолжении строительства, освоении территорий, расселении граждан из ветхого жилищного фонда, который находится на данной территории. Беспокойство жителей по поводу сроков расселения нам понятно. В части сноса ветхого и аварийного жилья проблема развития территорий связана с программой волнового расселения, с освобождением площадок под строительство. Комплекс этих вопросов для администрации, городской Думы и профильной комиссии стоит очень остро, и мы последовательно ими занимаемся и будем держать их на повестке комиссии до конца текущего года.

Игорь Тюрин, председатель постоянной комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству:

В планах у комиссии по экономике во втором полугодии 2013 года — рассмотреть ход реализации действующих муниципальных целевых программ «Развитие туризма на территории города Нижнего Новгорода в 2012–2016 годах» и «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012–2015 годы». Мы проанализируем ситуацию на рынке труда на территории Нижнего Новгорода. Отдельного внимания комиссии заслуживает анализ деятельности промышленных предприятий — и этот вопрос мы также включили в план работы. Поскольку депутаты постоянно обсуждают вопрос увеличения доходной части бюджета, нам будет интересно получить информацию от профильного департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства об участии муниципального образования Нижний Новгород в федеральных целевых программах в этом году и о планах в этой части на 2014 год. На комиссии мы обсуждали вопрос поддержки малых и средних предпринимателей на муниципальном уровне. Престижно работать на свой родной город, и лучшим предпринимателям важна моральная оценка их вклада в развитие города, поэтому мы с удовольствием обсудим инициативу об учреждении премии «Нижегородский знак качества — 2013» при участии областного правительства, администрации Нижнего Новгорода и газеты «Экстра Н». Во время осенней сессии наша комиссия наметила к рассмотрению и ряд контрольных вопросов. К ним относятся, например, результаты деятельности муниципальных предприятий и хозяйственных обществ, акции которых находятся в муниципальной собственности — мы хотели бы увидеть результаты их работы в 2012 году. Мы также обсудим тему размещения нестационарных торговых объектов на территории города и комплексных мер борьбы с ней. Традиционным для осеннего периода станет вопрос подготовки и обсуждения бюджета будущего года.

Николай Шумилков, председатель комиссии по городскому хозяйству:

Во втором полугодии мы продолжим анализ деятельности домоуправляющих компаний, которые работают на нижегородском рынке жилищных услуг. Этот вопрос является основополагающим. Оценку деятельности ДУК в Нижнем Новгороде ранее дала государственная жилищная инспекция. Очень низкий уровень обслуживания был зафиксирован в Советском, Нижегородском и Ленинском районах. Городская административно-техническая инспекция подтвердила эти выводы. На заседании комиссии было решено разработать меры по улучшению ситуации, поэтому вопрос остается у нас на контроле. Чрезвычайно важной проблемой мы считаем обеспечение безопасности граждан и профилактику несчастных случаев, связанных с эксплуатацией газового оборудования. Наша задача — создать такие условия, чтобы граждане были максимально защищены от несчастных случаев и катастроф. Проливные дожди вновь и вновь возвращают нас к проблеме строительства ливневой канализации. В октябре самым актуальным будет вопрос о подготовке к зиме и началу отопительного сезона. По нашей оценке, выполнение работ в установленные соглашением сроки находится под угрозой, поэтому комиссия по городскому хозяйству намерена вмешаться в ситуацию и проинформировать об этом главу администрации Нижнего Новгорода. Традиционно большим вниманием депутатов пользуется вопрос энергоэффективности системы наружного освещения города. Мы тратим много бюджетных средств на потребление электроэнергии, потому важно проведение мероприятий, позволяющих снизить энергопотребление при одновременном повышении освещенности улиц города. Современные технологии это позволяют, работа по их внедрению идет, и мы следим за ее результатами. Комиссия по городскому хозяйству открыта для обращений граждан, мы ведем прием, и насущные вопросы жителей, безусловно, будут рассмотрены депутатами.

Алексей Гойхман, председатель постоянной комиссии по транспорту и связи:

На контроле комиссии, к примеру, уже два с половиной года находится разработка программы содержания и использования остановочных павильонов в городе. Пока мы не добьемся от исполнительной власти стопроцентной замены остановочных павильонов (за счет средств городского бюджета или за счет средств инвесторов, рекламодателей), мы будем контролировать эту тему. В сентябре комиссия запланировала вернуться к теме технического состояния МП «Нижегородпассажиравтотранс». Мы ситуацию отслеживаем, получаем сводки о техническом состоянии предприятия. Около 150 автобусов ежедневно простаивают либо без водителей, либо автобусы технически неисправны. Нужно делать выводы и принимать решения: либо этот подвижной состав списывать, либо ремонтировать, либо закупать новые автобусы. Нас беспокоит и состояние основных фондов данного предприятия, поскольку мы приняли его на баланс муниципалитета с рядом долгов и серьезных предписаний. Мы послушаем отчет о том, что руководство предприятия сделало за летний период. По большому счету комиссия хотела бы обсудить концепцию развития «Нижегородпассажиравтотранса». В сентябре мы снова вернемся к вопросу введения на территории города единого проездного билета на все виды транспорта. Вопрос, понятно, уже всем набил оскомину. Процесс пока затормозился. 1 апреля 2013 года мы должны были ввести экспериментально единый проездной, но этого не произошло. Вижу, что и в сентябре этого не произойдет. Мы заслушаем по данной теме руководителей департамента транспорта, экономического развития, зададим вопросы о том, почему мы трижды сорвали по срокам ввод единого проездного. Вопрос о ходе подготовки транспорта к работе в зимних условиях традиционен для комиссии. Нас, как правило, интересует контроль подготовки автобусного парка индивидуальными предпринимателями. Понятно, что наши муниципальные предприятия проходят такую подготовку строго по инструкциям, разработанным еще в советские годы. У индивидуальных предпринимателей изъянов хватает. В ноябре на комиссии мы запланировали рассмотреть глобальный вопрос — о стратегии развития всех видов транспорта (речь о едином расписании, маршрутной сети, едином проездном). В декабре комиссия будет рассматривать проект бюджета на 2014 год. Это только основные вопросы. Разумеется, жизнь подбросит текущие, и мы продолжим работу по обращениям граждан.

Марк Фельдман, председатель постоянной комиссии по бюджетной, финансовой и налоговой политике:

Каждое заседание бюджетной комиссии, любой общий или детализированный вопрос, по большому счету, депутаты посвящают приоритетам бюджетной политики и поиску дополнительных источников бюджетных доходов. Доказательством служат очередные изменения в текущий бюджет, которые мы внесли в августе опросным путем. Несмотря на технический характер правки и, казалось бы, незначительное увеличение бюджета на 271 миллион рублей, средства распределены исключительно на неотложные потребности — ремонт школьных кровель, дорог, строительство метро и т. д. Поскольку бюджетная комиссия в тесном взаимодействии с департаментом финансов разработала новое Положение о бюджетном процессе в Нижнем Новгороде, и данный документ был принят городской Думой (а осенняя сессия и будет посвящена формированию и обсуждению проекта бюджета на 2014 год), мы будем опираться на эти новые правила, предусматривающие максимальное предоставление необходимой финансово‑экономической информации при рассмотрении проекта бюджета, более тщательное рассмотрение проекта бюджета города комиссиями городской Думы, ведение эффективного контроля и исполнения отчетности по бюджету, в чем депутатам, как всегда, поможет экспертная оценка контрольно-счетной палаты городской Думы. Полноценный проект бюджета на 2014 год в Думу должен быть внесен не позднее 15 ноября, однако предварительная работа депутатов над главным финансовым документом года начнется, конечно, значительно раньше. Самое важное для нас — сохранять дальнейшую положительную динамику в поисках дополнительных источников дохода. Точки роста нами найдены — это и эффективная работа с рекламой в городе, и глобальная работа по оформлению земли под объектами недвижимости и, как следствие, увеличение поступлений от налога на землю, и работа с долями города по заключенным инвестконтрактам, и выполнение и пополнение перечня объектов Прогнозного плана приватизации.

Василий Пушкин, председатель постоянной комиссии по социальной политике:

План работы обширный — от четырех до восьми вопросов на каждый месяц. В сентябре депутаты вместе с департаментом образования заслушают руководителей муниципальных образовательных учреждений об итогах подготовки к новому учебному году. Мы обсудим на комиссии ход исполнения бюджета города за первое полугодие 2013 года по подразделу «Социальное обеспечение населения». Поскольку наша комиссия постоянно контролирует состояние дел в городских парках, мы затронем острую тему, связанную с парком имени Кулибина. В октябре мы традиционно рассматриваем вопрос об итогах проведения в 2013 году летней оздоровительной кампании детей и подростков. Нам важно подытожить все цифры, подумать о расходах 2014 года, поскольку на баланс города принимаются летние оздоровительные лагеря, требующие капитального ремонта. В ноябре мы хотим заслушать департамент культуры, спорта и молодежной политики по вопросу развития массовых видов спорта в Нижнем Новгороде. В этой сфере грядут масштабные преобразования: область передает городу спортивные учреждения — школу олимпийского резерва и другие спортивные школы. Городу предстоит громаднейший пласт организационной и просто человеческой работы, так как будут задето множество судеб людей, как это бывает при любом реформировании. Мы хотим не просто обсудить этот вопрос, но и подумать об изменении структуры департамента культуры, спорта и молодежной политики. Мы два года говорим о необходимости выделения департамента спорта как отдельной структуры. Думаю, что вопрос очевиден. В декабре мы хотим обсудить реализацию программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Вместе — ради детей». Члены комиссии поближе ознакомятся с работой общественных организаций по профилактике и лечению наркозависимых, обсудят такие вопросы, как работа с несовершеннолетними детьми из проблемных семей и работа детских приютов. Внимательно, как всегда, комиссия отнесется к формированию бюджета на 2014 год. Обсудим профильные статьи расходов, тщательно изучим все остальные отрасли, дадим свои предложения и замечания.

Дмитрий Анисимов, председатель постоянной комиссии по местному самоуправлению:

Осенью наша комиссия продолжит работать над очень интересной и важной задачей увековечения памяти нижегородцев, внесших значительный вклад в дело развития нашего города и России в целом. До сих пор процесс носил спонтанный характер, надеемся, что он станет системным. На мой взгляд, многие выдающиеся личности, не являющиеся по рождению нижегородцами, но так или иначе связанные с нашим городом, тоже не должны быть забыты. Например, в свое время в Нижнем, в гостинице на улице Рождественской останавливался Льюис Кэрролл. Мне кажется, памятная доска на этом доме стала бы его украшением и привлекала бы туристов. Да что говорить о зарубежных знаменитостях, когда в городе нет памятника Александру Сергеевичу Пушкину, есть лишь бюст перед оперным театром! Зато появляются оригинальные инициативы относительно установления памятника «раненому байку». Все подобные предложения и должны проходить через экспертное сито. Более того, для реализации этих планов неплохо бы иметь отдельную строку в бюджете. Осенью наша комиссия традиционно подводит итоги работы территориального общественного самоуправления. Объявлен городской конкурс, номинации которого многочисленны — от организации спортивной работы во дворах до определения лучшего подъезда, балкона, лоджии. Активные, неравнодушные нижегородцы творят чудеса и показывают прекрасный пример другим. Осенняя сессия — традиционное время обсуждения и принятия бюджета будущего года. Никогда этот процесс не бывает легким. Думаю, что бюджет 2014 года будет не менее, а может быть, и более напряженным, чем бюджет года нынешнего. Оценим предварительные итоги 2013‑го и, с учетом всех плюсов и минусов, будем верстать главный финансовый документ города следующего года.

Материалы подготовлены управлением по связям с общественностью и СМИ Думы Нижнего Новгорода. www.gorduma.nnov.ru

Поделиться: