16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2013

Магистерский университет

Директор НИУ «Высшая школа экономики» в Нижнем Новгороде Олег Козырев о круглых датах, модели современного вуза, глобальной конкурентоспособности и самостоятельности.

«В этом году Вышка вошла в число 15 ведущих российских вузов, обладающих правом получения специальной субсидии на продвижение университета в международных рейтингах. Теперь перед нами стоит задача войти в топ-100 лучших вузов мира» – с этих слов мы начали беседу с директором кампуса НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Олегом Козыревым. Этот вуз, имеющий статус Национального исследовательского университета, в самом названии которого звучит заветное словосочетание «высшая школа», является уникальным для России центром образовательной и экспертной деятельности. С директором НИУ ВШЭ – Нижний Новгород мы говорили о круглых датах, модели современного вуза, глобальной конкурентоспособности и самостоятельности. 

Австрийские студенты, изучавшие русский язык в нижегородском кампусе ВШЭ

Высшая школа экономики – это кампус федерального университета со сравнительно недолгой историей. Олег Рамазанович, каким вы видите место ВШЭ среди вузов Нижнего Новгорода?

В прошлом году всей Высшей школе экономики в России исполнилось 20 лет. Кампус в Нижнем Новгороде существует с 1996 года. 15 лет мы отметили, а до 20 еще не добрались, так что  находимся между двумя юбилейными датами.

Высшая школа экономики – единственный вуз социально-экономического профиля, получивший статус Национального исследовательского университета. Все наши студенты  (независимо от географического расположения кампусов) обучаются по оригинальным образовательным стандартам,  а выпускники получают единые дипломы с приложениями европейского образца на английском и русском языках. Вышка напрямую подчиняется правительству Российской Федерации, а не Министерству образования. Два года назад НИУ ВШЭ стал самым крупным вузом России по бюджетному приему.

Высшая школа экономики – распределенный университет, занимающий ведущие позиции в стране, а нижегородская Вышка является его частью.  Наш вуз стоит на четырех ногах: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь. Нижний Новгород – самый крупный из региональных кампусов. При этом НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде – самый крупный нижегородский вуз по бюджетному приему в нашей группе специальностей – около 600 человек. В этом смысле мы растем все последние годы и в прошлом году выросли еще на 10% по бюджетному приему. Происходит это в основном за счет магистерских программ: приблизительно 45 % наших студентов – это магистры.

Помимо образовательной деятельности мы выступаем в качестве экспертной площадки для различных правительственных структур. Совсем недавно мы заключили договор с правительством Нижегородской области, согласно которому сейчас переосмысливается место Высшей школы экономики в регионе и мы становимся экспертным центром правительства области.

Что способствовало становлению Высшей школы экономики в Нижнем Новгороде как экспертного центра?

Кампус в Нижнем Новгороде постоянно развивается. Сегодня мы  представляем большой интерес не только для Нижегородской области – у нас есть совместные программы с правительством Саратовской области и Татарстаном. Мы – центр образования и центр научной экспертизы и считаем, что эта модель грамотно сбалансирована. Наш вуз уже  задействован в ряде совместных программ с областным министерством экономики, например, обеспечиваем экспертную оценку инвестиционных проектов. Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде выступает не как аффилированная структура, а как независимый экспертный центр. Точно так же мы работаем и с бизнесом, реализуем проекты вкупе с менеджментом крупных компаний. Все университеты развиваются или по крайней мере должны развиваться в треугольнике: образование (наука) – власть – бизнес. В начале 90-х годов на смену одному государству пришло другое, и возникла серьезная проблема: вот новая экономика, вот новые рыночные условия – а где те специалисты, которые будут в них работать?! Тогда и зародилась идея создания вуза нового поколения.

Вручение дипломов выпускникам Высшей школы экономики

Август – начало обратного отсчета перед новым учебным годом. Расскажите о новых специальностях, которые открылись в этом году. Что ожидает ваших первокурсников?

Новым можно быть за счет экстенсивного развития, когда мы открываем новые пространства. Но новым можно быть и внося коррективы в уже существующее содержание. Начнем с нашего главного интереса: мы прежде всего магистерский университет. Магистерская программа, в нашем понимании, должна существовать на рынке 2–3 года,  а затем серьезно видоизменяться. Она создается под конкретные задачи, а значит, должна постоянно совершенствоваться. И я не вижу никакого другого способа быть интересным рынку. Бакалаврский уровень – это более широкое образование. На факультете гуманитарных наук в этом году открылось новое направление бакалавриата «Филология», и конкурс на него в первый же год превысил 10 человек на место. Сам факультет стартовал два года назад с магистерской программы «Компьютерная лингвистика», на следующий год мы создали бакалаврскую программу «Фундаментальная и прикладная лингвистика». Одновременно мы расширили магистерскую гамму и к «Компьютерной лингвистике» добавили программу «Политическая лингвистика».

На факультете менеджмента в сентябре 2013 года стартует новая международная магистерская специализация Global Business. Она будет реализована силами трех вузов: ВШЭ и двух наших западных партнеров – Университета г. Линца (Johannes Kepler University in Linz, Австрия) и Университета г. Бергамо (University of Bergamo, Италия). Единая международная группа студентов будет проходить обучение в этих вузах и знакомиться со спецификой бизнеса России и стран Европы. Сейчас формируется ряд изменений для направления «Бизнес-информатика». Это давно существующая программа, которая будет серьезно пересмотрена в связи с совместной работой с нашим крупным индустриальным партнером – компанией SAP AG – крупнейшим производителем корпоративных информационных систем.

Каким должен быть современный вуз?

Единого ответа в виде перечисления характеристик, пожалуй, не существует. Но он точно должен быть глобально конкурентоспособным: внутренняя конкуренция хороша, но мы должны соответствовать открытым рынкам. А рынки прогрессивно развиваются и видоизменяются,  поэтому вуз нужно строить  исходя из этой сверхзадачи. Например, в скором времени будет серьезно изменена сама образовательная модель вуза. Меняться она  будет прежде всего для самих студентов, которые приходят в ВШЭ со школьной скамьи. Вчерашние школьники, как правило, не умеют работать самостоятельно, и эта ситуация только ухудшается. Нужно технологически построить весь образовательный процесс так, чтобы студент был вынужден работать самостоятельно, и никакого другого способа «выжить» в университете у него не должно быть. У нас уже действует накопительная система оценок, когда нет сессий в классическом понимании, а студент в рамках своего предмета сдает множество контрольных срезов. От этого зависит его суммарный балл – итоговая оценка. Часть предметов будет переведена на открытые электронные площадки. Мы также серьезно перестроим то, что называется «научно-исследовательскими семинарами», введем форму проектных работ, когда семинар будет не клубом по интересам, а результатом серьезной  групповой проектной деятельности.

Получается, что вы с первого курса формируете своего студента, создаете его под себя?

Да, отчасти это так. На Днях открытых дверей я всегда говорю абитуриентам, что если они смотрят на университет как на продолжение детства, где можно беззаботно провести несколько лет жизни, то к нам идти не нужно. Если наши студенты не будут работать, то и университет, как единая система не сможет выполнить свои обязательства.

Мы ведем статистику и точно знаем – у выпускников Высшей школы экономики никогда не возникает трудностей с поиском достойной, высокооплачиваемой работы.  Они высоко востребованы рынком, причем большинство – со студенческой скамьи.

Результаты приемной кампании 2013 года показывают, что конкурс в вуз вырос примерно на 20 % – он стабильно высокий, причем примерно 40% абитуриентов – это приезжие. ВШЭ придерживается принципа «богатый не оскудеет»: пусть приходят, учатся, работают, уезжают за границу, создают собственный бизнес… Университет славен своими выпускниками. На наших знаменах написано, что мы готовим профессоров, министров и миллионеров – это три наши целевые функции. Многие совмещают. Есть студенты, которые всего через два года после окончания вуза заработали свой первый миллион, есть и те, кто выбрал академическую карьеру и стал доктором наук. Министров пока нет, но работающие в министерствах выпускники есть. Не все вершины покорены, поэтому нашим выпускникам, так же как и нам, есть, к чему стремиться, главное – правильно выбрать стратегию своего развития.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, предоставлены отделом по связям с общественностью НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Поделиться: