16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2013

Валерий Петров

Только закончилась летняя программа, а цирк уже готовится к открытию нового сезона. Здесь жизнь не замирает ни на минуту – репетиции, постановки номеров, обкатка программ. Валерий Петров возглавляет Нижегородский государственный цирк вот уже 10 лет, и у него тоже не бывает отпусков.

Экономист по профессии, я к цирку не имел прямого отношения. Я родился и вырос в городе Горьком и, как все дети, прекрасно помню то время, когда учителя в школе собирали деньги на поход в цирк и мы с нетерпением ждали этого дня. Однако от судьбы, очевидно, не уйдешь. Еще когда я был подростком, моя старшая сестра, артистка цирка, агитировала меня поступать в цирковое училище.  Мы собрали пакет документов, отправили, но никакого ответа так и не получили. Тем не менее спустя столько лет судьба привела меня сюда. Так что можно сказать, что приемную комиссию я прошел!

Мои даты

В 1993 году сестра  работала в цирке в Сочи, у нее был номер со змеями, и она попросила ей помочь. Я уехал, как тогда казалось, ненадолго, а остался на 10 лет. Со временем  я стал заведующим  художественно-постановочной частью в Сочинском цирке. Так что в этом году будет 20 лет моей работы в цирковой системе и 10 лет, как я возглавляю Нижегородский цирк.

«Славяне» (конно-акробатический ансамбль), руководитель — Мозель Ирина, заслуженная артистка России

Возрождение цирка

В 2003 году народный артист России Мстислав Запашный, знавший меня еще по Сочи,  стал генеральным директором «Росгосцирка» и предложил мне возглавить Нижегородский цирк и, самое главное, разобраться в сложившейся непростой ситуации.  Так спустя 10 лет я вернулся на родину и стал директором цирка, когда его еще как такового и не было. Стояло здание, закрытое в 1984 году на реконструкцию.  Неимоверными усилиями и при решающей поддержке губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева строительство нового цирка сдвинулось с мертвой точки, и вот спустя 23 года, 1 сентября 2007-го, цирк открылся для публики и принял своих первых зрителей.

Реализация проекта

Манеж – это сердце цирка. Это единственное, что сохранилось от прежнего помещения. И новое здание выросло вокруг этого сердца, сохранило его жизнь, его энергетику. Покойный Иван Панкратьевич Маринин, бессменный директор старого Горьковского цирка, изначально задумал колоссальную стройку. Он хотел сделать его самым крупным в стране постановочным цирком, который должен был стать совершенно автономным миром. Конечно, не все удалось реализовать. Но цирковой комплекс, который мы имеем сейчас, – это прекрасный ансамбль.

Вечные странники

У цирков практически нет своих трупп, это не театр. Актер театра сегодня выступает в одной роли, завтра – в другой. Здесь это невозможно. Если он дрессировщик тигров, он не будет летать под куполом. Поэтому и существует цирковой конвейер: есть «Росгосцирк» и есть 41 стационарный цирк в стране. Все программы приписаны к Москве, и уже «Росгосцирк» запускает программу в одном городе, потом труппа едет в другой и так по кругу.  Наши артисты в постоянном движении – со своим инвентарем, животными, семьями. Со времен Средневековья почти ничего не изменилось. Цирк всегда держался и сейчас держится на энтузиастах, на тех, кто без него просто не может.

«Рекордсмены» (эквилибристы-рекордсмены на першах), руководитель — Сарач Алексей, народный артист России

Цирковая студия

В нашем городе, да и в области в целом существует много цирковых студий, кружков. Это искусство интересно детям. Поэтому и возникла наша студия-школа, работающая уже второй год. Мы не ставим цель вырастить из каждого ребенка, который к нам пришел, артиста. Кто-то, возможно, окажется способным и пойдет по этой дороге, а кто-то будет заниматься для собственного развития. У детей идет обязательная общефизическая подготовка, они изучают историю цирка, пробуют себя в различных жанрах: кто-то учится жонглировать, кто-то –крутить обручи.

Любовь зрителя

Цирк продолжают любить, и эта любовь никуда не уходит. Сюда приходят за эмоциями, настроением. Его уникальность ничем невозможно заменить. Цирковой артист работает без халтуры 20 представлений в месяц. Он не может позволить себе расслабиться или готовиться целый год к одному выступлению. Здесь нет черновиков, дублей и фонограммы. И зритель идет в цирк именно за этим – увидеть, на какие достижения способен человек. Зачастую артисты работают на пределе человеческих возможностей, и, когда ты это видишь, мурашки бегут по телу.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, из архивов Нижегородского государственного цирка

Поделиться: