16+
Журнал / СЕНТЯБРЬ 2013

Игорь Седов

В октябре исполнится три года, как Игорь Седов возглавил театр «Преображение» — уникальное явление в нижегородском театральном пространстве. «Это и есть жизнь — не знаешь, что и когда произойдет. Три года — это уже часть судьбы. Этот театр — эксперимент и для меня, и для людей, которые служат в нем с момента основания, и для самого города. Эксперимент дал, как мне кажется, положительный результат, и надо его продолжать. Продолжать преображение “Преображения”» — так говорит о себе и о театре герой нашей рубрики.

Мои родители — артисты музыкального театра. Поэтому я родился в Улан-Удэ, рос в Новосибирске, а учился в Горьковской консерватории по классу профессора О. С. Виноградовой. Во время учебы пробовал себя в театральных студиях. После окончания консерватории и службы в армии работал в Нижегородской филармонии, хоровой капелле мальчиков, музыкальной школе № 9. Планам связать свою жизнь с музыкой не удалось осуществиться, но удивительным поворотом судьбы меня вынесло в пространство театра, да не простого, а музыкально-пластического.

Истоки

Театр «Преображение» в Нижнем Новгороде, словно цветок сквозь асфальт, пророс из самодеятельности и уже 12 лет имеет статус муниципального. Постепенно он занял свою нишу среди профессиональных театров города, однако матрица «Преображения» сохранилась со времен ДК Ленина, где он зародился как творческая лаборатория. Сохраняется с тех пор и ряд проблем, из которых главная — структура, нехватка в штатном расписании приблизительно 10 театральных профессий.

Сцена из спектакля «Король Лир»

Настоящее

Театр выдержал экзамен на выживание. Только за последние три года показал восемь премьер, побывал в Сербии, успешно гастролировал в Сарове и Смоленске, организовал несколько выставок произведений наших и зарубежных художников и мастеров прикладного искусства, выставки фотографий. Учитывая, что актерский состав театра всего 10 человек, мы работаем, мягко говоря, весьма интенсивно. Среди множества проблем, а мы единственный в городе театр без занавеса и профессионального света, есть еще одна — необходимая и неизбежная смена поколений. Мы ждем прихода новых профессиональных молодых, талантливых артистов и постановщиков.

Миссия

Прямых наших коллег по стране нет или очень мало. В свое время, в 70‑е годы XX века, в Москве зародился театр пластической драмы Гедрюса Мацкявичуса — единственный в своем роде коллектив. Тем более получается, что существование подобного театра у нас более чем уместно. Мы пытаемся сохранить и чистоту жанра, и чистоту используемых средств выразительности, не ломаемся в угоду времени и моде.

Зритель

У людей сложился определенный стереотип: пластика воспринимается как что-то сверхъестественное, экзотическое. Но как только человек попадает в наш зал, чувствует эмоцию, энергию артистов, все встает на свои места, все вопросы отпадают. Сочувствующие жанру, любители, знатоки — это наш любимый постоянный зритель, а все остальные — наш любимый ожидаемый зритель.

Детство

В репертуаре есть спектакли для детей. К замечательному пластическому спектаклю «Однажды в каникулы» постепенно стали прирастать другие постановки, появились четыре «говорящих» спектакля. Последняя премьера — совершенно очаровательная, очень красивая сказка «Русалочка». Растить зрителя нужно с детства, если юные нижегородцы будут знать, что это помещение — не просто бывший кинотеатр «Искра», то они будут сюда ходить, придут взрослыми и, возможно, приведут своих детей.

Сцена из спектакля «Мечты с поправкою на жизнь»

Зрелость

Все спектакли «Преображения» совершенно разные. «За секунду до пробуждения», с моей точки зрения, абсолютно фестивальный спектакль, достижение современного театрального искусства. В нем задействованы всего два актера — Алина Трашкова и Сергей Топков. «Мечты с поправкою на жизнь» — яркий, искрометный, многофигурный спектакль, в котором задействовано 8 актеров. С ним мы ездили в Белград. «Король Лир» — попытка воспроизведения трагедии Шекспира целиком. «Капкан» — это специальный проект на антинаркотическую тему. Наглядно показанная, рассказанная в пластике история героини, попавшей в наркозависимость, может тронуть гораздо сильнее, чем все профилактические беседы.

Музыка

Первый акт, первое действие нашего представления по сложившейся традиции — это концерт живой музыки. Я не знаю другого такого театра, где бы зрителей встречали гитаристы, скрипачи, джазовые коллективы… пластический спектакль идет, как правило, не более часа, но мы театр музыкально-пластической драмы и в полной мере оправдываем свое название.

Беседовала Мария Медвидь

Фото: Роман Бородин, из архивов театра музыкально-пластической драмы «Преображение»

Поделиться: